Наиболее распространенной формой интеллектуальной миграции в настоящее время является временная работа по контрактам и грантам, стажировки. В 1996 г. только из институтов НАН Беларуси работали по контрактам за границей более 6 % научных работников. Как правило, это наиболее активные и перспективные сотрудники.
Нет сомнения, что временная работа и обучение научных кадров и студентов за рубежом способствуют вхождению наших ученых в мировое технологическое пространство, позволяют подготовить высококвалифицированные научные кадры. Однако на практике они часто предшествуют "утечке умов" и способствуют утечке интеллектуальной собственности.
Результаты опросов свидетельствуют о высокой популярности контрактной формы работы за границей: в ходе социологического исследования научных работников выявлено, что 54 % из числа опрошенных хотели бы работать за границей по контракту, а из числа молодых ученых – 89 %. Потенциал интеллектуальной миграции, как видим, чрезвычайно высок. Необходима систематическая работа по ее регулированию.
Таким образом, эмиграция научных работников и ее темпы представляют реальную угрозу для экономики, интеллектуального потенциала страны и ее будущего. До настоящего времени правительство и органы государственного управления уделяли этому процессу недостаточно внимания. В научных учреждениях, вузах, министерствах и ведомствах полная информация о работающих за границей ученых отсутствует.
В связи с этим необходима четкая политика государства, направленная на регулирование интеллектуальной миграции. Имеются два главных фактора эмиграции ученых и длительного выезда на работу по контрактам: заметная разница в уровне жизни и в условиях профессиональной деятельности. Экономическая ситуация в Беларуси не позволит в ближайшем будущем существенно повлиять на эти факторы. Прямое административно-законодательное подавление процесса интеллектуальной миграции в настоящих условиях также представляется нереальным и политически нецелесообразным. Ей должна быть противопоставлена определенная система механизмов, стимулирующих работу на родине и возвращение из-за рубежа. Особое внимание при этом должно быть уделено "группам риска": молодым ученым и аспирантам, проходящим стажировку или обучающимся в зарубежных научных центрах, а также работающим по контрактам ученым среднего возраста, являющимся носителями значительной интеллектуальной собственности.
Решение проблемы ограничения интеллектуальной эмиграции видится также в контексте продолжения и дальнейшего развития политики сохранения и развития научного потенциала республики. Здесь важным является установление и сохранение положительной тенденции поддержки науки и гарантий социальной защиты ученых.
Принципиально важным является создание условий для цивилизованной, с учетом заинтересованности государства и личной заинтересованности ученых, коммерциализации научно-технических достижений, развития научно-инновационного предпринимательства. В условиях недостатка финансовых средств сегодня это, по-видимому, один из реальных путей существенного улучшения финансирования науки и повышения зарплаты эффективно работающим научным работникам.
Больше по географии:
Трехъярусная пространственная структура мирового хозяйства
Бродель сформулировал одно из правил существования мира-экономики: «В центре мира-экономики находится город» [Бродель, 1992,с. 21]. Другими словами, мир-экономика иерархична. Она всегда вращается вокруг центра, определяющего основные тенденции деловой активности мира-экономики в целом. На рис. 3, п ...
Краткая информация о Великобритании
Полное официальное название страны — Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии. Территория — 242,5 тыс. кв.км. Население — 57 826 000: англичане (80%), шотландцы, ирландцы, валлийцы. Столица — Лондон (с пригородами 6,9 млн.чел.). Крупнейшие города: Бирмингем (993 тыс.чел.), Лидс (7 ...
Автомобильный транспорт
Длина автодорог – 76,7 тыс. км. Сеть шоссейных дорог охватывает всю страну и находится в хорошем состоянии. В праздничные дни и в сезон отпусков на дорогах возможны заторы. В Финляндии правостороннее движение. Во время езды на легковых машинах следует пользоваться ремнями безопасности, как на перед ...