Необходимость внешнего (инициируемого на уровне системы управления) воздействия обусловлена тем, что рыночные отношения не могут выполнять функции развития взаимоотношений общества и окружающей среды. Отношение общества к использованию природных ресурсов должно строиться на основе признания идеи устойчивого развития, сохранения и воспроизводства природных ресурсов.
Рыночные механизмы, с одной стороны, служат наиболее эффективным известным на сегодняшний день способом регулирования экономических процессов, но, с другой стороны – не обеспечивают оптимальности режима использования ресурсов, стратегически важными из которых являются природные.
Оба аспекта рыночных отношений реализуются на региональном уровне. Основу рыночного механизма саморегулирования составляет конкуренция, проявляющаяся во взаимодействии на локальных территориях. Территориальный аспект существенен также и относительно природных ресурсов.
Необходимость обеспечения продолжительности функционирования региональных систем требует включения в воспроизводственные процессы природных ресурсов, производственно-технологический комплекс, аллокационную подсистему, определяющие количественные характеристики эффектов от хозяйственной деятельности и способ их распределения (рис. 1).
Рис. 1. Место региональной политики в процессах регулирования развития региона
Процесс производства материальных благ (товаров, услуг) представлен взаимосвязью природно-ресурсного потенциала, производственно-технологического комплекса и аллокационной подсистемой (1,2), сопровождаемый использованием природно-ресурсного потенциала (в широком смысле: природные, рекреационные ресурсы, климатические условия, ассимиляционный потенциал территории и пр.) (1) и производством, в результате чего формируется результат хозяйственной деятельности (2).
Аллокационная подсистема определяет сложившуюся структуру хозяйственной деятельности и способы распределения ее результатов. Часть из них формирует бюджетно-финансовые ресурсы (4 – непосредственно производители, 3 – косвенные платежи; 7 – финансовые ресурсы, расходуемые на восстановление природной среды, природоохранные мероприятия и пр.; 6 – промежуточное потребление, товары и услуги, обеспечивающие воспроизводство (станки, транспорт)).
Анализируя сложившуюся систему взаимосвязей, следует отметить неэффективность управления финансовыми ресурсами, расходуемыми на восстановление природной среды, природоохранные мероприятия и пр. (7). Вследствие чего возникает необходимость замены либо компенсации существующей связи на аналогичную (3-5-8), что позволит совершенствовать управление финансовыми ресурсами, особенно по части, процедуры планирования. Необходимым условием поддержки совместной скоординированной деятельности производственно-технологического комплекса и аллокационной подсистемы является использование разнообразных способов интеграции с другими отраслями, комплексами региона, привлечение инвестиции и т.д.
Доминирующей функцией управления социально-экономическим развитием региона в данных условиях является активизация деятельности региональных хозяйственных комплексов, обеспечивающих развитие природно-ресурсного потенциала региона при поддержке бюджетно-финансовой подсистемы и подсистемы планирования процессов управления региона.
Больше по географии:
Исторический путь внутренней миграции России
Россия на всем пути своего исторического развития характеризовалась, пожалуй, самыми активными в мире миграционными процессами. История внутренней миграции населения России на каждом историческом этапе имела свои специфические черты, но в целом характеризовалась относительной устойчивостью в направ ...
Озеро Танганьика
Это самое длинное в мире пресноводное озеро. Вытянутое в общем с севера на юг (с отклонением в южной части к юго-востоку), оно имеет протяженность около 650 км. «Долговязую фигуру» Танганьики подчеркивает сравнительно небольшая ширина озера: 40–80 км. Площадь озера – 34 тыс. км2 – примерно равна те ...
Туристская инфраструктура
Республика Алтай располагает значительными природными ресурсами, наличием уникальных исторических и археологических памятников для организации отдыха, туризма и занятий спортом. В республике имеется 11 детско-юношеских спортивных школ, два детско-юношеских клуба физической подготовки, две детско-юн ...