Система газопроводов округа представляет собой мощные магистрали, идущие из Центральной Азии (Центральная Азия-Центр), Северного Кавказа (Ставрополь-Москва), Поволжья (Саратов-Москва), Западной Сибири (Надым-Москва) для покрытия потребностей населения и предприятий. В основном транзитное значение имеет проходящий по территории округа газопровод Уренгой-Помары-Елец-Ужгород.
В перспективе удовлетворение возрастающих потребностей округа в поставках газа будет происходить по существующим направлениям газопроводной сети. Новые транзитные направления поставок газа вследствие существующих рисков несанкционированного отбора продукции, крупномасштабные объемы которого регулярно происходят в течение многих лет и блокирования транзита в государства Евросоюза со стороны украинских властей, заставляют искать более надежные пути поставок газа европейским потребителям в обход стран с высоким транзитным риском.
На сегодняшний день это проекты «Северный поток» и «Южный поток», однако трассы этих газопроводов не предусматривают использование территории Центрального федерального округа.
Железнодорожный транспорт района обеспечивает транспортно-экономические связи внутри экономического района, с остальными экономическими районами России, а также экономические связи с другими государствами. Железные дороги имеют выходы на железнодорожные магистрали Белоруссии и Украины.
Общее протяжение железных дорог на территории района составляет 17 тыс.км. Железные дороги имеют достаточно высокое техническое оснащение. Из общей протяженности сети 45% двухпутных линий, свыше 45% - электрифицированные линии и более 70% оборудованы автоматической блокировкой. Свыше половины путей (52%) обслуживаются Московской железной дорогой; 20,9% - Юго-Восточной железной дорогой; 11,4% - Октябрьской железной дорогой; 10,4% - Северной железной дорогой; 1,1% - Куйбышевской железной дорогой.
Следует отметить относительно новое для нашей страны явление, которое стало проявляться в последние 15-18 лет. Вследствие разрыва многих экономических связей, вызванного распадом СССР, а также перехода к системе рыночных отношений в экономике, некоторые железнодорожные линии или участки линий стали использоваться крайне слабо для грузового и пассажирского движения. Это послужило причиной демонтажа некоторых линий либо перевода их с баланса федерального железнодорожного транспорта на баланс предприятий других отраслей экономики в качестве подъездных путей. Однако наряду с положительным результатом –экономией затрат – проявились и негативные последствия – ухудшилась конфигурация сети, так как демонтажу или переводу в подъездные пути подверглись не только малодеятельные тупиковые ветки, но и участки магистральных линий, вследствие чего произошли разрывы ортогональной решетки сети. Так, после перенаправления транзитных грузопотоков на параллельные хода был разобран участок Теплое – Волово – Куликово Поле (78 км) железнодорожной магистрали Смоленск – Раненбург, а участок Горбачево – Теплое переведен в подъездные пути. Отсутствие грузового движения в направлении Москва – Елец по Павелецкому ходу (сейчас перевозки осуществляются через Ожерелье – Узловую либо через Рязань)привело к ликвидации участка Троекурово-Лев Толстой (30 км). В результате закрытия железнодорожных погранпереходов Климов и Витемля (граница с Украиной) были демонтированы.
Были демонтированы также некоторые участки, на которых с начала 1990-х годов оставалось лишь пригородное движение – Пироговская ветвь, пассажирский путь Дзержинской ветви, линия Тула-Труфаново и др. Поводом для закрытия послужила убыточность этих веток, что стало причиной сокращения размеров пригородного движения.
Конфигурация грузопотоков на сети железных дорог Центрального экономического района в принципе повторяет схему товаропотоков на транспортной сети Российской Федерации. Наиболее мощные связи наблюдаются на широтных направлениях железных дорог района, обеспечивающих связи регионов Сибири, Урала, Поволжья с районами Центра и с выходом на железные дороги Белоруссии, Украины, стран Балтии.
Ведущую роль в грузообразовании и грузопоглащении играют горно-металлургический, строительный, топливно-энергетический, машиностроительный, горно-химический комплексы.
В 2008 г. железнодорожными станциями в границах округа было отправлено 240 млн т грузов, из них свыше трети – строительные материалы, почти пятая часть – руда, 13,6% - нефтепродукты, 9,2% – металлы, 15,9% –прочие грузы. Прибытие грузов на железнодорожные станции в границах округа в том же году составило 312 млн т. В общем объеме прибывших грузов 20,6% пришлось на уголь и кокс, 33,1% - на строительные материалы, 11,5% - на руду, 10,9% - на прочие грузы, 3,3% - удобрения.
Больше по географии:
Культура
В городе осуществляют деятельность 43 учреждения культуры и искусства, в том числе 27 муниципальных учреждений (таблица 1.16). Таблица 1.16 Основные показатели, характеризующие состояние учреждений культуры Наименование показателей 2004 г. 2005 г. 2006 г. Число библиотек, ед., 47 45 40 из них муниц ...
Благоустройство и озеленение территории, вывоз мусора и
бытовых отходов
В городе 769 улиц, проспектов, переулков, проездов общей протяженностью 684 км; более 4 тыс. км сетей инженерных коммуникаций, около 12 млн. м2 жилищного фонда. Площадь озеленения улично-дорожной сети города составляет 325 га (таблица 1.31). Таблица 1.31 Благоустройство и озеленение территории, выв ...
Морская вода
Вода присутствует и участвует во всех процессах, протекающих на поверхности Земли. Она является одним из активнейших факторов, формирующих лик Земли. Поэтому, казалось бы, вода должна быть одним из первоочередных объектов изучения геологов. Тем не менее, геологи пока что изучают почти исключительно ...