Проблемы развития отрасли в новых условиях хозяйствования

Информация » Реструктуризация угольной промышленности в России » Проблемы развития отрасли в новых условиях хозяйствования

Страница 2

Нарастание негативных количественных и качественных тенденций в угольной промышленности сопровождалось ухудшением горно-геологических условий, повышением газообильности шахт, уменьшением мощности разрабатываемых пластов, ухудшением качественных характеристик добываемых углей. Продажа федеральных пакетов акций рентабельных и перспективных угледобывающих компаний подразумевала переход на коммерческие принципы финансирования инвестиций в угольную промышленность. Государственная поддержка на техническое перевооружение и реконструкцию предусматривалась на возвратной и платной основе, что явилось серьезным препятствием в вопросах финансирования технического перевооружения, строительства новых и реконструкции действующих предприятий. Приоритеты расходования средств федерального бюджета были направлены не на ввод производственных мощностей, как это предусматривалось "Основными направлениями реструктуризации угольной промышленности России" (строительство 14 шахт и 11 разрезов общей проектной мощностью по добыче угля 73,4 млн. тонн), а на финансирование статей расходов по ликвидации предприятий и социальной защите высвобождаемых работников.

Если до начала реформирования угольной промышленности в 1992 году добыча угля в Российской Федерации достигла 335,8 млн. тонн, в том числе 203,4 млн. тонн каменного угля, то к 2000 году сократилась соответственно до 257,9 и 170,7 млн. тонн, что соответствует уровню 1960 года. Сокращение добычи произошло практически во всех основных угледобывающих бассейнах - Канско-Ачинском, Донецком, Кузнецком и Печорском. За период с 1993 по 2000 год было введено новых мощностей по добыче угля 15,5 млн. тонн, а выведено - 160,8 млн. тонн, в том числе в 2000 году - 83,45 млн. тонн.

Структура открытых акционерных обществ неоднократно преобразовывалась путем слияния, выделения или присоединения. Количество структурных единиц (шахт, разрезов, вспомогательных организаций) находилось в постоянном движении. Так, на начало 1994 года действовали 251 шахта и 80 разрезов. В 1996 году - 243 шахты и 85 разрезов, 68 обогатительных и 1 брикетная фабрика, 260 строительно-монтажных трестов и управлений, 19 заводов угольного машиностроения, сеть предприятий торговли и общественного питания, более 300 подсобных сельских хозяйств, в том числе 53 - на самостоятельном балансе. В организациях отрасли было занято 664,9 тыс. человек, в том числе промышленно-производственный персонал на шахтах и разрезах - 342 тыс. человек. Все шахты и разрезы отрасли в порядке снижения их технико-экономического уровня и падения спроса на угольную продукцию были разделены на три принципиально разные группы: к перспективным отнесены 47 шахт и 19 разрезов, стабильным - 103 шахты и 45 разрезов и неперспективным - 85 шахт и 2 разреза.

За период реструктуризации Правительство Российской Федерации намеревалось с использованием средств федерального бюджета ликвидировать не менее 140 убыточных шахт и разрезов суммарной мощностью 49 млн. тонн в год и числом занятых около 140 тыс. человек. Активный процесс сокращения угледобывающих мощностей происходил не только за счет закрытия убыточных шахт, отнесенных к группе неперспективных, но и на стабильно работающих и перспективных предприятиях за счет износа основных фондов и невозможности его обновления ввиду отсутствия достаточных инвестиционных ресурсов. На 1 января 2001 года в перечень по ликвидации вспомогательных организаций, особо убыточных и неперспективных шахт и разрезов было включено 249 организаций, в том числе 173 шахты и 12 разрезов. Из указанного количества предприятий прекращена добыча угля на 170: 163 шахтах и 7 разрезах. Техническая ликвидация завершена на 153 предприятиях.

Одной из самых серьезных проблем угольной отрасли, обострившейся в ходе реструктуризации, до настоящего времени является трудоустройство высвобождаемых рабочих и инженерно-технического состава. В большинстве шахтерских городов и поселков, в которых угольные предприятия являются градообразующими, уровень безработицы превысил критическую величину в 10%, установленную методикой Международной организации труда. В половине угольных регионов безработица превысила 30 процентов.

В период 1993-1996 годов постоянно нарастали негативные тенденции в угольной отрасли, что привело к значительному снижению объемов добычи угля, ухудшению финансового состояния предприятий, к задержкам выплаты заработной платы, задолженность по которой к концу 1996 года превысила 2,5 млрд. рублей (от 3 до 6 месяцев). Задолженность федерального бюджета составляла 1,9 млрд. рублей, неплатежи потребителей - 7,4 млрд. рублей. В 1998-1999 годах задержки в выплате заработной платы составляли 5,5 месяца и только к 2000 году сократились до 1,7 месяца. Особенно обострился кризис в Приморском крае, в котором не обеспечивалось создание запасов топлива на электростанциях АО "Дальэнерго" и АО "Приморская ГРЭС" для прохождения осенне-зимнего максимума нагрузок в 1996-1997 годах. Для снятия социальной напряженности в Приморский край начали поставляться угли Кузнецкого бассейна.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Больше по географии:

Состояние миграции квалифицированных специалистов из России
В настоящее время миграция интеллектуального труда, а также миграция высококвалифицированных рабочих и технического персонала — характерная черта рынка труда. Для стран эмиграции «утечка умов» имеет крайне негативные последствия, истощая их научно-технический и интеллектуальный потенциал, сдерживая ...

Транспортная инфраструктура
Уровень развития транспортной системы государства — один из важнейших признаков ее технологического прогресса и цивилизованности. Потребность в высокоразвитой транспортной системе еще более усиливается при интеграции в европейскую и мировую экономику, транспортная система становится базисом для эфф ...

Промышленность
Машиностроение. - в Тверской области производится 3/4 российских пассажирских железнодорожных вагонов, Производят вагоны в областном центре - городе Твери и в Тверской области - город Торжок, Башенные краны производят во Ржеве, экскаваторы - в Твери, Лесную технику в Нелидово, пожарную технику в То ...


Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.geodesire.ru