В отличие от жестко детерминированного стохастический подход для реализации требует ряда предпосылок:
а) наличие совокупности;
б) достаточный объем наблюдений;
в) случайность и независимость наблюдений;
г) однородность;
д) наличие распределения признаков, близкого к нормальному;
е) наличие специального математического аппарата.
Построение стохастической модели проводится в несколько этапов:
· качественный анализ (постановка цели анализа, определение совокупности, определение результативных и факторных признаков, выбор периода, за который проводится анализ, выбор метода анализа);
· предварительный анализ моделируемой совокупности (проверка однородности совокупности, исключение аномальных наблюдений, уточнение необходимого объема выборки, установление законов распределения изучаемых показателей);
· построение стохастической (регрессионной) модели (уточнение перечня факторов, расчет оценок параметров уравнения регрессии, перебор конкурирующих вариантов моделей);
· оценка адекватности модели (проверка статистической существенности уравнения в целом и его отдельных параметров, проверка соответствия формальных свойств оценок задачам исследования);
· экономическая интерпретация и практическое использование модели (определение пространственно-временной устойчивости построенной зависимости, оценка практических свойств модели).
Кроме деления на детерминированный и стохастический, различают следующие типы факторного анализа:
§ прямой и обратный;
§ одноступенчатый и многоступенчатый;
§ статический и динамичный;
§ ретроспективный и перспективный (прогнозный).
При прямом факторном анализе исследование ведется дедуктивным способом – от общего к частному. Обратный факторный анализ осуществляет исследование причинно-следственных связей способом логичной индукции – от частных, отдельных факторов к обобщающим. Факторный анализ может быть одноступенчатым и многоступенчатым. Первый тип используется для исследования факторов только одного уровня (одной ступени) подчинения без их детализации на составные части. Например, . При многоступенчатом факторном анализе проводится детализация факторов a и b на составные элементы с целью изучения их поведения. Детализация факторов может быть продолжена и дальше. В этом случае изучается влияние факторов различных уровней соподчиненности. Необходимо также различать статический и динамический факторный анализ. Первый вид применяется при изучении влияния факторов на результативные показатели на соответствующую дату. Другой вид представляет собой методику исследования причинно-следственных связей в динамике. И, наконец, факторный анализ может быть ретроспективным, который изучает причины прироста результативных показателей за прошлые периоды, и перспективным, который исследует поведение факторов и результативных показателей в перспективе.
Регрессионный анализ
С позиции регрессионного анализа критериальный показатель рассматривается как «зависимая» переменная (как правило, ранговая или количественная), которая выражается функцией от «независимых» признаков
. Для оценки эффективности регрессионной диагностической модели вводится вектор остатков
, который отражает влияние на
совокупности неучтенных случайных факторов либо меру достижимой аппроксимации[3] значений критериального показателя
,
, функциями типа
. Линейная функция регрессии записывается следующим образом
Больше по географии:
Железнодорожный транспорт
Сеть железных дорог охватывает всю страну. Длина железных дорог – 5,9 тыс. км. Между Россией и Финляндией организовано железнодорожное сообщение по маршруту Москва – Хельсинки. Ежедневно с Ленинградского вокзала Москвы отправляется ночной поезд «Лев Толстой», прибывающий в Хельсинки в первой полови ...
Культура
Традиционная одежда Традиционная одежда арабов Ирака, варьирующаяся в деталях в различных районах страны, в целом близка к североарабскому бедуинскому костюму. Мужчины носят сужающиеся книзу, обычно белые штаны и длинную широкую рубаху (дишдаша), стянутую поясом (натак). В холодное время поверх над ...
Социально-культурное развитие
Образование. В Гамбии Обучение в начальной школе является не обязательным и длится 6 лет, дети могут его получать с 7-летнего возраста. Средняя школа начинается с 13 лет и состоит из двух ступеней, каждая ступень в свою очередь длится по 3 года. По данным ЮНЕСКО, в стране начальным образованием охв ...