Из истории становления и развития химико-фармацевтической промышленности г. Шымкента

Информация » Из истории становления и развития химико-фармацевтической промышленности г. Шымкента

Страница 5

«За год на предприятии установили паровую машину, восемь паровых котлов, четыре насоса, две мешалки, 44 диффузора, перегонные аппараты и центрифуги. Помимо заводского корпуса, построили двухэтажное здание для администрации предприятия и конторы, несколько складских помещений и конюшню на шесть лошадей. Строили на совесть, ведь один из первых корпусов завода, к слову, являющийся памятником архитектуры, использовался вплоть до последнего времени. Первые 189 тонн сантонина завод дал осенью 1885 года. Запуск предприятия позволил сразу в шесть раз увеличить в уезде выпуск промышленной продукции. Практически весь сантонин шел на экспорт. Посредником в продажах на внешнем рынке выступала гамбургская фирма «Бибер & Цибель», заключившая с предприятием выгодный для обеих сторон контракт. Это обеспечивало устойчивый сбыт кристаллического сантонина в Японию, Германию, Индию и Англию, США.» /Любовь Доброта, "Казахстанская Правда", 05.02.2004

После революции, 19 апреля 1918 года, «находящийся в Чимкентском уезде сантонинный завод и все производства, связанные с ним» были объявлены «национальной собственностью рабоче-крестьянского правительства Российской Советской Федеративной Республики». 15 мая Совнарком Туркестанской республики издал декрет «О национализации зарослей дармины».

А вскоре Чимкентский сантонинный оказался в центре внимания В.И. Ленина. Год 1921 обрушился на разоренную войной и интервенцией республику Советов еще одним страшным бедствием – засухой. Голод охватил миллионы семей рабочих и крестьян российских губерний. В это тяжелое время мировой пролетариат еще раз проявил свою классовую солидарность со страной победившего Октября. В «Правде» тех дней по предложению В.И. Ленина два раза в месяц публиковались сообщения о сборах средств заграничными рабочими в помощь голодающим России. Но совершенно по-иному повели себя капиталисты. В ответ на просьбу Советского правительства о предоставлении кредитов и продовольствия так называемая Брюссельская конференция выдвинула кабальные неприемлемые условия.

Оставалось единственное средство, которое могло спасти – валюта. Однако упадок производительных сил привел к резкому сокращению внешнеторгового баланса государства. Дальнейшее развитие внешней торговли требовало изучения и мобилизации всех товарных резервов, имевших спрос на мировом рынке.

Среди экспортируемых товаров сантонин занимал особое место. За границей один килограмм его оценивался в 2000 рублей золотом. Стало быть, Чимкентский завод мог сделать неоценимый вклад в накопление валюты, в которой нуждалось молодое государство.

Член правления завода химик Б.Т. Сеславин в своем обстоятельном докладе правительству о положении дел на Чимкентском сантонинном заводе отметил: «Образно говоря, завод в системе народного хозяйства является курицей, несущей золотые яйца».

В.И. Ленин проявил большой интерес к уникальному предприятию, продукция которого могла составить важную статью экспорта и поступления валюты. Несмотря на свою занятость, он нашел время вплотную заняться заводом.

15 сентября 1921 года Владимир Ильич поручил заместителю наркома внешней торговли И.И. Радченко выяснить и прислать данные:

«1. Какое количество сантонина имеется во Внешторге?

2. Где, в каких, кому принадлежащих складах хранится?

3. Сколько реализовано, по какой цене и где?

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Больше по географии:

Месторождения марганца в мире
Распределение выявленных ресурсов марганцевых руд в мире Материк Млн. тонн % Африка 14330 67,4 Европа 3440 16,2 Азия 1650 7,8 Америка 1200 5,6 Австралия и Океания 650 3,0 Распределение ресурсов марганцевых руд по отдельным странам Страна млн. тонн % ЮАР 13600 63,9 Украина 2500 11,8 Австралия 630 2, ...

Территориальная система расселения
В современных условиях в качестве существенного критерия развития населенных мест часто рассматривается устойчивость их систем. Под устойчивостью систем расселения понимается способность их планировочной, социальной, экономической и др. организации сохранять динамическое равновесие в ходе значитель ...

Морской транспорт
Играет значительную роль в перевозках пассажиров и грузов. Главные морские порты: Хельсинки (порт в черте города), Турку, Котка. Паромное сообщение со Швецией, Эстонией, Польшей, Германией. Наиболее важные сухопутные маршруты: Хельсинки – Таллинн, Хельсинки – Любек, Хельсинки – Стокгольм, Турку – М ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.geodesire.ru