Экономическая география

Информация » Экономическая география

Страница 3

В зависимости от назначения выпускаемой продукции различают энергетическое, транспортное, строительно-дорожное, сельскохозяйственное машиностроение и многие другие отрасли. Выделяются также приборостроение, станкостроение, электротехническая промышленность и т.д.

Производство продукции в машиностроении связано с различными затратами труда. В станкостроении, приборостроении, радио- и электронной промышленности затраты труда велики, требуются рабочие высокой квалификации. Это - трудоемкие производства. Их размещение зависит от наличия высококвалифицированных кадров. Центрами указанных производств являются, как правило, крупные города, в которых имеются научно-исследовательские и проектно-конструкторские учреждения.

Многие отрасли машиностроения ориентируются в своем размещении на районы потребления их продукции. Это относится в первую очередь к выпуску машин и оборудования для ряда отраслей. Угольные комбайны, врубовые машины выпускаются в районах добычи угля, машины для уборки торфа - в районах торфяной промышленности и т. д. Зерновые, свекло- и хлопкоуборочные комбайны, чаесборочные машины производятся в районах, где получили развитие соответствующие отрасли сельского хозяйства. Территориальное совпадение мест потребления продукции с районами источников сырья представляет собой наиболее выгодный вариант размещения машиностроительных предприятий.

Машиностроительные заводы - это либо специализированные предприятия, выпускающие отдельные детали, заготовки, либо сборочные, завершающие процесс производства машин и механизмов. В любом случае они кооперируются со множеством других предприятий. Осуществление этих производственных связей возможно лишь при наличии развитой транспортной сети. Поэтому один из главных факторов размещения всех отраслей машиностроения - транспортное положение пункта, которое обеспечивает бесперебойные связи с предприятиями-смежниками. Кооперирующиеся между собой предприятия выгодно размещать недалеко друг от друга. Они образуют тогда машиностроительные комплексы, в которых взаимосвязанные в производственном отношении заводы совместно участвуют в выпуске готовой продукции.

При выборе мест строительства новых крупнейших автомобильных заводов - Волжского в г.Тольятти и Камского в г. Набережные Челны -учитывались близость металлургических баз Урала и Юга, мощная строительная индустрия в Поволжье. Не последнюю роль сыграло наличие удобных путей сообщения, связывающих Поволжье с западными и восточными районами, со странами СЭВ.

Крупными центрами автомобильной промышленности являются также Москва, Горький, Минск, Жданов, Ульяновск, Запорожье, Львов, Кременчуг. Железнодорожное машиностроение развито в Новочеркасске и Тбилиси (электровозы), Ворошиловграде, Харькове, Коломне (тепловозы), Калинине, Риге, Брянске, Мытищах (вагоны) и др. Крупнейший в стране вагоностроительный завод построен в г. Абакане (Восточная Сибирь). Различные типы морских и речных судов выпускаются предприятиями Ленинграда, Горького, Херсона, Николаева, Астрахани, Тюмени.

Тракторные заводы размещены в Харькове, Волгограде, Челябинске, Минске, Владимире, Липецке, Павлодаре. Зерноуборочные комбайны поставляют заводы Ростова-на-Дону, Таганрога и Красноярска. Ведущие центры тяжелого машиностроения - это Свердловск, Краматорск, Жданов, Караганда, Новосибирск.[4]

Наибольшее развитие машиностроение получило в Европейской части СССР. Здесь имеются квалифицированные трудовые ресурсы, широкая сеть конструкторских, проектных, научно-исследовательских учреждений, хорошо развиты пути сообщения, ощущается большая потребность в продукции машиностроения.

129. Используя карту и статистический материал охарактеризуйте одну из металлургических баз по плану

-географическое положение;

- доля в производстве металла;

- источники сырья;

- источники топлива.

К металлическим рудам относятся руды железа, марганца, хрома, алюминия, свинца и цинка, меди, олова, золота, платины, никеля, вольфрама, молибдена и др. Размеры их добычи и состав существенно влияют на экономику отдельных стран, развитие и размещение промышленности.

Железные руды служат основным сырьем для производства черных металлов. Прогнозные мировые запасы железной руды оцениваются в 600-800 млрд. т, а разведанные - в 260 млрд. т. Содержание железа в руде в среднем составляет 40% . В зависимости от процентного содержания железа руды делят на богатые и бедные. Богатые руды, с содержанием железа выше 45%, используются без обогащения, а бедные проходят предварительное обогащение. Ресурсами железных руд располагают многие развитые и развивающиеся страны. По их запасам выделяются Россия, Бразилия, Австралия, США, Канада, Китай, Индия, Франция, Швеция. Крупные месторождения находятся также в ряде других стран: Великобритании, Норвегии, Люксембурге, Венесуэле, ЮАР, Алжире, Либерии, Габоне, Анголе, Мавритании, Украине, Казахстане, Азербайджане. В России разведанные (балансовые) запасы железной руды составляют 55,6 млрд. т, при среднем содержании железа в руде 35,9% - Есть и богатые руды, содержащие от 50 до 69% железа. Запасов железных руд достаточно для полного обеспечения внутренних потребностей страны. Более половины балансовых запасов железных руд (31,9 млрд. т) сосредоточено в бассейне Курской магнитной аномалии (КМА), расположенной в центре Европейской России (Белгородская, Курская, Воронежская и Орловская области). Курская магнитная аномалия, крупнейший железорудный бассейн в мире, характеризуется не только огромными запасами, но и высокими качественными показателями сырья, благоприятными горно-геологическими условиями его залегания. Среднее содержание железа в рудах КМА превышает средние показатели по России в целом и составляет 41,5%, богатые руды (гематиты) содержат железа 55-65% .

Страницы: 1 2 3 4 5

Больше по географии:


Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.geodesire.ru