• физическая — масштаб 1: 500 000
• геологическая — масштаб 1:600 000
• геоморфологическая — масштаб 1:600 000
• ландшафтная — масштаб 1:600 000
• экологическая — масштаб 1: 300 000
• карта природопользования - масштаб 1:300 000
• экономическая — масштаб 1: 300 000
• карта загрязнения почв;
• карта радиационной обстановки;
• карты состояния воздушного и водного бассейнов;
• туристская и фенологическая картосхемы.
В последнее время усилился интерес к применению персональных компьютеров (ПК) в обучении. Очень важным в процессе компьютерного обучения (помимо наличия и доступа к ПК в образовательном учреждении) являются наличие и доступность программного обеспечения (ПО) или программно - педагогических средств (ППС). Среди них возможность использования общедоступных средств MS Office в обучении географии (особенно в старших классах). Насыщенность школьной географии статистическим материалом дает широкое поле деятельности и творчества для использования средств MS Excel учителями географии.
Основы такой системы образования составит сочетание различных форм занятий по географии, существенное место среди которых принадлежит практическим урокам в форме экскурсий, викторин, игр на конкретных географических объектах местности.
Прогрессивный педагог 2 – й половины 19 века А. Л. Герд – основательновой методики преподавания естествознания в России был сторонником привлечения экскурсионного метода изучения природы.
«Природу надо не описывать, но объяснять», - считал он, требуя объяснительного преподавания знаний о природе [ 16, с. 60 ]. Герд отмечал, что наглядность должна непременно сочетаться с классными опытами, практическими знаниями и экскурсиями. Установить своеобразие географического объекта учащимся легче путем сравнения его с другими, уже знакомыми, поэтому при сравнении легко реализовать краеведческий принцип. Значительна роль сравнения в активизации познавательной деятельности учащихся, в понимании ими сложных процессов, происходящих в природе и обществе, в сознательном усвоении основ географической науки и формировании взглядов и убеждений. Предметом сравнения в географии могут быть различные географические объекты рельеф, реки, озера, моря, природные зоны, отрасли хозяйства и т.д.
Изучению водных ресурсов Среднего Урала можно посвятить часть уроков по физической географии России в YIII классе при изучении тем: «Внутренние воды и водные ресурсы России», «Природа регионов России - Урал», «Человек и природа – антропогенные воздействия на природу»; по географии регионов и по экономической географии в Х классе при изучении тем «Природные ресурсы Урала - реки и озера», «Промышленность Уральского хозяйственного комплекса», «Хозяйственная деятельность человека и ее влияние на природные ресурсы Урала» и др.
В качестве примера представляю вариант урока географии в Х классе, направленного на обобщение материала по теме «Экология водных ресурсов Среднего Урала». Учитывая возраст учащихся, мною была выбрана форма экскурсии на реку Исеть в районе турбазы Черданцево, поскольку она повышает внимание, интерес, скорость мышления. В качестве средств развития творческого мышления определены проблемные вопросы и задачи, что стало в последние годы достаточно популярным.
Больше по географии:
Транспорт – отрасль ифраструктурного комплекса
Успешное развитие России, наряду с прочими условиями, требует хорошо развитой и организованной системы транспорта. Транспорт – “кровеносная система экономики” страны, оказывающая влияние на размещение производительных сил. Транспорт связывает воедино все части страны, обеспечивая взаимодействие меж ...
Экономика
Кения — аграрная страна. Это региональный центр торговли и финансов Африки. ВВП на душу населения (в 2009 году) — 1,6 тыс. долл. (18-е место в Африке, 193-е место в мире). Уровень безработицы — 40 %. Сфера услуг — 62 % ВВП. Проводимая экономическая политика направлена на либерализацию и реформирова ...
Адиабатические изменения
Способность жидкости сжиматься приводит к адиабатическим изменениям, то есть к таким изменениям, которые происходят без обмена теплом с окружающей средой. В соответствии с первым законом термодинамики изменение внутренней энергии, происходящее при адиабатических условиях, равно внешней работе, кото ...