На современном этапе развития образовательной сферы общества стоит сложная задача – преодолеть несоответствие между необходимостью оптимизации отношений между обществом и окружающей средой как на глабальном, так и на региональном уровнях и неподготовленностью к решению этой проблемы большинства населения из – за его отвлеченности, отдаленности от конкретных геоэкологических проблем своей местности.
Одним из необходимых условий для осуществления рационального природопользования и предотвращения кризисных экологических ситуаций является экологическое образование.
В качестве основной цели геоэкологического образования и краеведения следует считать воспитание личности, готовой к экологически оправданной деятельности в окружающей среде (труд, отдых, потребление даров природы, охрана природной среды). Только такая деятельность и служит показателем экологической культуры. Именно деятельность человека как биологического и социального субъекта одновременно является основой взаимоотношений между обществом и природой. Эта деятельность протекает всегда на конкретной территории. Поэтому знания человека о геоэкологических проблемах своего региона и умение их решать приобретают в настоящее время особую ценность: «главной проблемой науки» называл Л.Н. Гумилев предотвращение разрушения окружающей среды [14, с. 56 ]. Краеведческий подход к экологическому образованию детей позволяет конкретизировать экологическое образование, создать эффект присутствия и соучастия в решении проблем охраны природы, делает эти проблемы доступными для непосредственного наблюдения и изучения.
В связи с этим возникает необходимость определения эффективных путей реализации геоэкологического краеведения – разработки системы в изучении вопросов взаимоотношений общества и окружающей среды в курсе географии средней школы.
Опыт преподавания в современной школе все больше убеждает — эффективно то обучение, в условиях которого ученик становится активным субъектом, способным приобретать, применять и преобразовывать знания.
Интеллектуальный потенциал, логическое мышление позволяют на более высоком уровне формировать творческие способности. Развитие творческих способностей способствует приобретению новых представлений и навыков, повышению обучаемости.
Особую роль в школьном экологическом обучении и воспитании играет реализация регионального компонента образования.
Эту задачу облегчает использование крупномасштабных планов и карт своей местности. Начальные картографические навыки могут быть заложены лишь на реальном и узнаваемом материале. Ведь именно в крупномасштабных картографических пособиях условные знаки напоминают ученикам конкретные объекты местности. Имея под рукой план или крупномасштабную карту, школьник без труда сможет сопоставить картографическое изображение с хорошо знакомыми ему объектами на местности [ 16, с. 59 ]. Это обстоятельство играет важную роль в экологическом обучении и воспитании, так как «привязка» знакомых объектов к карте способствует формированию у учащихся пространственного мышления.
При изучении водных ресурсов необходимо иметь атлас, в который должны быть включены следующие карты Среднего Урала (можно Свердловской области, поскольку она охватывает практически всю указанную территорию):
Больше по географии:
Озеро Ньяса
«Озеро Ньяса, – пишет советский писатель-географ И.М. Забелин, – открылось нам впервые темно-синим полуовалом, вставленным в арку из ярко-красной цветущей бугенвиллеи…» Ньяса… Не правда ли, это слово явно похоже на старинное местное название озера Виктория – Ньянца? И значение у него то же самое: в ...
ФРГ – высокоразвитая страна мира
По объему ВВП, промышленного производства по уровню экономического она занимает третье-пятое место в мире. Ее доля в мировом ВВП в 1989 г. находилась на уровне 1979 г. – 5,8%. При 80 млн. человек населения ФРГ сосредотачивает 21% ВВП и 27% промышленной мощи ремонта. Возвышение ФРГ после второй миро ...
Развитие и содержание общей географии сегодня
При наличии многочисленных частных прикладных дисциплин, возникших на стыках отдельных географических и смежных с ними наук в ходе продолжающейся дифференциации, география все чаще рассматривается в последнее время как наука об «Экологии человека». В ее рамках формируется новая прикладная область з ...