Историко-географический фактор

Страница 2

К 20-м годам XIX в. в политике России наметились новые явления. Происходит решительный поворот к распространению на Северный Кавказ ее военно-административной власти методами военно-феодальной политики, что вызвало сильное сопротивление значительной части местных феодалов, части общинных верхов, мусульманского духовенства, крестьянства (особенно в Чечне, Дагестане и Закубанье), в результате чего с 1818 г. началась так называемая Кавказская воина.

После окончания кавказских войн и присоединения к России горских территорий Кавказа (1864 г.) началась широкая переселенческая колонизация всей территории Северного Кавказа, быстрое хозяйственное освоение, прежде всего земледельческое. Уже к концу XIX в. Северный Кавказ стал одним из важных в стране районов товарного земледелия и хлебного экспорта, а также крупным районом по производству технических культур (подсолнечника, табака и др.) и по выращиванию винограда. После постройки в 1875 г. железной дороги от Ростова вдоль предгорий Северного Кавказа получили развитие и важнейшие из современных отраслей тяжелой промышленности (нефтяная, цветная металлургия, цементная), а также пищевая промышленность (мукомольная, маслобойная, винодельческая). Железные дороги связали Северный Кавказ с Центральной Россией и сделали ее органической частью общероссийского хозяйства, сделали его сырьевым придатком Центра.

Промышленность размещалась отдельными гнездами, большая часть территории оставалась аграрной. Выделялась добыча нефти в Грозном, полиметаллов и производство свинца и цинка в Алагире и Владикавказе, портовое хозяйстве в Порт-Петровске (Махачкале). Большую роль в промышленности, особенно горнодобывающей, играл иностранный капитал: в нефтяной – английский (около 60% всех капиталовложений) и франко-бельгийский (около 40%). В разработке алагирских полиметаллических руд – преимущественно франко-бельгийский капитал.

После установления Советской власти в развитии хозяйства округа можно выделить несколько этапов. На первом этапе шло ускоренное формирование агропромышленного, транспортного и топливно-энергетического комплексов при освоении целинных земель Предкавказье. Второй этап связан с восстановлением хозяйства после Великой Отечественной войны, формированием нефтепромышленного комплекса и развитием санаторно-курортного хозяйства. Третий этап связан с развитием тяжелой промышленности в автономных республиках и крае, с широким развитием орошения, формированием мощного рекреационного комплекса.

В конце войны произошла массовая депортация с Северного Кавказа чеченцев, карачаевцев, балкарцев, ингушей. Последствия депортации вылились в открытые столкновения между осетинами и ингушами, в чеченской войне. В настоящее время Северный Кавказ относится к нестабильным районам России, что снижает его привлекательность для инвестиций, несмотря на богатство его природы и широкие возможности хозяйственного развития.

Страницы: 1 2 

Больше по географии:

История Латвии
Первые поселения на нынешней территории Латвии появились около 9 тыс. лет. до рождества Христова. В первой половине второго тысячелетия до рождества Христова сюда пришли племена древних балтов - предков латышского народа. В начале нашей эры территория нынешней Латвии становится известным местом пер ...

Экономика
Ее основа - нефтяной бизнес (80% прибыли - 2004) и добыча алмазов. Ангола входит в список основных 17-ти стран-должников Субсахарской Африки. Сельское хозяйство. Доля в ВВП - 8%, занято 85% населения. (2003). Обрабатывается 3% из обширных площадей плодородных земель (одна из причин - наличие большо ...

Авиатранспорт
Ежедневные рейсы Аэрофлота и финской авиакомпании «Finnair» по маршрутам Москва – Хельсинки и Санкт-Петербург – Хельсинки. Продолжительность полета 1 ч 40 мин из Москвы, 55 мин из Санкт-Петербурга. В летнее время авиакомпания «Finnair» выполняет рейс Мурманск – Хельсинки (продолжительность полета 2 ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.geodesire.ru