Историко-географический фактор

Страница 2

К 20-м годам XIX в. в политике России наметились новые явления. Происходит решительный поворот к распространению на Северный Кавказ ее военно-административной власти методами военно-феодальной политики, что вызвало сильное сопротивление значительной части местных феодалов, части общинных верхов, мусульманского духовенства, крестьянства (особенно в Чечне, Дагестане и Закубанье), в результате чего с 1818 г. началась так называемая Кавказская воина.

После окончания кавказских войн и присоединения к России горских территорий Кавказа (1864 г.) началась широкая переселенческая колонизация всей территории Северного Кавказа, быстрое хозяйственное освоение, прежде всего земледельческое. Уже к концу XIX в. Северный Кавказ стал одним из важных в стране районов товарного земледелия и хлебного экспорта, а также крупным районом по производству технических культур (подсолнечника, табака и др.) и по выращиванию винограда. После постройки в 1875 г. железной дороги от Ростова вдоль предгорий Северного Кавказа получили развитие и важнейшие из современных отраслей тяжелой промышленности (нефтяная, цветная металлургия, цементная), а также пищевая промышленность (мукомольная, маслобойная, винодельческая). Железные дороги связали Северный Кавказ с Центральной Россией и сделали ее органической частью общероссийского хозяйства, сделали его сырьевым придатком Центра.

Промышленность размещалась отдельными гнездами, большая часть территории оставалась аграрной. Выделялась добыча нефти в Грозном, полиметаллов и производство свинца и цинка в Алагире и Владикавказе, портовое хозяйстве в Порт-Петровске (Махачкале). Большую роль в промышленности, особенно горнодобывающей, играл иностранный капитал: в нефтяной – английский (около 60% всех капиталовложений) и франко-бельгийский (около 40%). В разработке алагирских полиметаллических руд – преимущественно франко-бельгийский капитал.

После установления Советской власти в развитии хозяйства округа можно выделить несколько этапов. На первом этапе шло ускоренное формирование агропромышленного, транспортного и топливно-энергетического комплексов при освоении целинных земель Предкавказье. Второй этап связан с восстановлением хозяйства после Великой Отечественной войны, формированием нефтепромышленного комплекса и развитием санаторно-курортного хозяйства. Третий этап связан с развитием тяжелой промышленности в автономных республиках и крае, с широким развитием орошения, формированием мощного рекреационного комплекса.

В конце войны произошла массовая депортация с Северного Кавказа чеченцев, карачаевцев, балкарцев, ингушей. Последствия депортации вылились в открытые столкновения между осетинами и ингушами, в чеченской войне. В настоящее время Северный Кавказ относится к нестабильным районам России, что снижает его привлекательность для инвестиций, несмотря на богатство его природы и широкие возможности хозяйственного развития.

Страницы: 1 2 

Больше по географии:

Импорт
Импорт: 235,9 млрд. долларов (Табл. 5). Главные статьи импорта Индии: нефть и нефтепродукты, машины и оборудование, жемчуг и драгоценные камни, минеральные удобрения, растительные масла, черные и цветные металлы, химические товары (Табл. 4 ). Основными торговыми партнёрами Индии являются США, Китай ...

Почвы и растительность
Сложный рельеф, разнообразие подстилающих материнских пород и климатических особенностей обусловливают пестрый состав почв на рассматриваемой территории /1,3/. В связи с преобладанием горного рельефа в большинстве районов наблюдается вертикальная почвенная поясность. В районах с равнинным и холмист ...

Население
Последние 40 лет численность населения Швейцарии увеличивается, по данным 2009 года она составляет примерно 7 580 000 человек. Возрастная структура населения: 0-14 лет: 15,8%; 15-64 лет: 68,2%; Старше 65 лет: 16%. Средний возраст населения: Средний: 40,7; Мужчины: 39,6; Женщины: 41,7. Этнический со ...


Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.geodesire.ru