Процесс вхождения народов Северного Кавказа в состав России и последующего распространения на него ее военно-административной власти был длительным и прошел несколько стадий. С середины XVI в. и примерно до 70-х годов XVIII в. совершалось добровольное принятие подданства России рядом народов и владетелей Северного Кавказа. Отличительной чертой этого времени было то, что Россия оставалась еще отделенной от Северного Кавказа незаселенными и неосвоенными обширными степями Предкавказье. Юго-западная часть этого пространства входила в сферу захватнической политики Османской империи и Крымского ханства, а на юго-востоке, у Каспия, на северокавказские области притязал шахский Иран. В конце этого периода стало усиливаться продвижение России к югу, в сторону Черного и Азовского морей и Северного Кавказа.
С 70-х годов XVIII в. на Северном Кавказе сооружались военные линии в виде цепи укреплений и некоторых поселений. В 1735 году выстроен был Кизляр недалеко от моря. Но мало-помалу терское казачество увеличивалось притоком новых казаков – поселенцев с Дона и с Волги, а также горцев-осетин и кабардинцев, поступивших на русскую службу; казаки двигались все выше по Тереку. В 1763 году построена была уже Моздокская крепость, и казачьи городки и станицы почти сплошь унизали течение Терека. Победоносные турецкие войны Екатерины Великой придвинули русскую границу вплотную к Кавказским горам. Кубанские степи, где кочевали татарские орды, перешли под власть России.
На базе этих крепостей позже возникли Кизлярская и Моздокская линии. В 1778 г. по инициативе А.В. Суворова по реке Кубань (по ее правому берегу от устья до реки Лаба и далее к Ставрополю) была построена Кубанская пограничная линия протяженностью 550 км. В 1784 г. были сооружены укрепления по Военно-Грузинской дороге. К 1785 г. все укрепления составили единую Кавказскую укрепленную линию, позже разделенную на левый фланг, центр, правый фланг и Черноморскую кордонную линию. Значительные укрепления на Кавказской линии именовались крепостями: Грозная, Внезапная, Владикавказская и др. Их дополняли форты, редуты, пикеты, наблюдательные посты. На линии несли службу Кавказское и Черноморское казачьи войска. Целью ее было: 1) обеспечение сообщений с Закавказьем, 2) охранение южных губерний от набегов горцев, 3) содержание в повиновении покоренного края.
Невелики и незатейливы были кавказские крепости: небольшое село, окруженное рвом, высокий земляной вал, на нем – крепкий плетень из толстого хвороста, сторожевая вышка; пять-шесть пушек, какая-нибудь рота солдат – вот и вся крепость. Но не одними такими крепостями держалась охрана линии. При устройстве ее в кубанские степи спешно переселены были несколько тысяч запорожских казаков, служба которых на Днепре стала уже не нужна. Сначала хотели из них составить просто конные солдатские полки, но запорожцы, любя свою казачью жизнь, просили оставить их в казачестве и дать им для поселения новые земли, где пригодится их служба. Императрица Екатерина указала им для поселения привольные кубанские степи и даже прислала им на новоселье, по русскому обычаю, хлеб-соль с блюдом и солонкой из чистого золота. В 1792 году новые поселенцы получили от императрицы «Жалованную Грамоту» на владение кубанскими землями. Образовалось новое, Кубанское казачье войско (малороссийский говор кубанцев до сих пор отличает их от великорусов-терцев). Кубанское войско вместе с терскими казаками в течение полувека вело борьбу, защищая русскую границу.
За их спиной плодородные ставропольские степи быстро заселялись мирным земледельческим людом, вырастали города.
Усиление позиций России сопровождалось дальнейшим упрочением ориентации на нее народов Северного Кавказа и добровольным принятием ими российского подданства с 70-х годов XVIII в. по 1829 г. В основе процесс вхождения в состав России и в это время оставался добровольным и был закреплен многочисленными актами и присягами о подданстве. Наряду с этим совершался вынужденный отказ Ирана и Порты от притязаний на верховенство над Северным Кавказом и Закавказьем в результате понесенных поражений и признание принадлежности этих земель России.
Больше по географии:
Транспорт
В 2002 году внутри страны было перевезено 295 млн т грузов и 418,6 млн пассажиров, причем доля автомобильного транспорта в грузовых перевозках составила 91%, железнодорожного – 8,9%, воздушного – 0,1%. Доля указанных видов транспорта в пассажирских перевозках составила соответственно 94,1%, 3,1% и ...
Озеро Ньяса
«Озеро Ньяса, – пишет советский писатель-географ И.М. Забелин, – открылось нам впервые темно-синим полуовалом, вставленным в арку из ярко-красной цветущей бугенвиллеи…» Ньяса… Не правда ли, это слово явно похоже на старинное местное название озера Виктория – Ньянца? И значение у него то же самое: в ...
Промышленность
Промышленность республики сориентирована в основном на добычу сырья и его первичную переработку. Ведущие отрасли - горнодобывающая, золотодобыча, угледобыча. Развиты лесная, деревообрабатывающая промышленность и электроэнергетика. Получило развитие машиностроение, большей частью - его оборонные отр ...