С конца 90-х годов после периода спада предприятия черной металлургии начали наращивать объемы производства (табл. 8.1).
Во многом "оживление" украинской металлургии обеспечил вступивший в силу в 1999 г. Закон "О проведении экономического эксперимента на предприятиях горно-металлургического комплекса Украины". Участникам эксперимента была реструктурирована задолженность и предоставлен ряд льгот по уплате налогов и сборов.
Таблица 8.1. Показатели работы черной металлургии Украины, млн. т.
Добыто и произведено |
1995 |
2000 |
2005 |
2007 |
2009 |
Железная руда |
105 |
51 |
56 |
72,7 |
72,7 |
Марганцевая руда |
7 |
3,2 |
2,3 (2004) |
н.д. |
н.д |
Чугун |
45 |
18 |
32 |
31 |
28 |
Сталь |
53 |
22 |
28 |
23,3 |
21 |
Прокат |
39 |
17 |
23 |
21 |
19 |
Ферросплавы |
н.д. |
н.д. |
. 1,7 |
1,7 |
1,2 |
Трубы стальные |
7 |
1,6 |
2,4 |
2,5 |
1.9 |
Благодаря этим мерам были проведены ряд работ по капитальному ремонту печей и обновлены технологии на некоторых металлургических предприятиях Украины, что позитивно сказалось на объемах и качестве продукции. Следует отметить, что в 2003 г. темпы роста в отрасли были одни из наиболее высоких в украинской экономике (около 14%).
В последние годы на украинского производителя приходится около 6% общего объема мировой торговли металлопродукцией. На экспорт идет около 80% произведенной продукции. Основными её потребителями являются Ближний Восток, страны Юго-Восточной Азии, страны СНГ, ЕС и Турция. Тем не менее, существует ряд негативных моментов, отрицательно сказывающихся на работе отрасли и состоянии экономике Украины в целом. В период спада в экономике Украины (90-е годы) имело место снижение потребностей в металле. Отрасль была вынуждена переориентироваться на экспорт. Но такая экспортная ориентация создает угрозу для стабильной работы отрасли при неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуре. Особое значение приобретает также проблема возмещения НДС экспортерам. Известные трудности с полным и своевременным бюджетным возмещением налога мешают нормальному функционированию предприятий и приводят к удорожанию украинского экспорт. Одной из главных особенностей отечественной металлургии является высокая энергоемкость производства из-за использования устаревших технологий. В доменном производстве одна из наиболее актуальных проблем – высокий расход кокса и газа, поскольку эти показатели в Украине вдвое хуже, чем в зарубежных странах. Что касается производства стали, то половина всей стали в Украине производится с применением мартеновского способа. Отказ от него в Украине позволил бы сократить импорт газа и повысил бы рентабельность отечественных предприятий. Еще одним целесообразным методом совершенствования мартеновского производства является применение в процессе плавки кислорода, который увеличивает производительность, снижает время плавки и расход топлива.
Что касается украинского проката, то его энергоемкость также на 30% выше, чем в западных странах. Это связано с ограниченным применением в Украине технологии непрерывной разливки стали, с помощью которой выплавляется её до 20% (в России – около 50%, США и Японии – более 90%). Такое положение обусловливает высокие потери металла при изготовлении 1 тонны проката – до 300 кг (в России – 250 кг, США – 180, Японии – 50 кг).В Украине так же имеет место техническое отставание отрасли. Коэффициент износа оборудования в черной металлургии составляет 70% . С превышением установленных сроков эксплуатации работает 80% доменных и мартеновских печей, 90% прокатных станов, 20% конверторов. Из-за этого отрасль характеризуется повышенной трудоемкостью и 2/3 производственного персонала металлургических заводов Украины приходится на вспомогательные цеха.
Больше по географии:
Характеристика транспортной сети Центрального экономического района
Общая характеристика транспортной системы. Центральный экономический район обслуживает широко разветвленная система транспортных коммуникаций всех видов (за исключением морского) современного транспорта. Конфигурация транспортной сети в значительной мере определяется размещением производительных си ...
Основные транспортные пути
Автомагистрали. М-10 (Е-105) Москва – Санкт-Петербург и трасса А-111 Торжок - Осташков, М-9 Москва – Рига. Протяжённость автомобильных дорог общего пользования составляет свыше 16,1 тыс. км, в том числе с твёрдым покрытием свыше 16,4 тыс. км. В 2002 г. введено в действие 86,28 км дорог. Все города ...
Внутренние воды
Гидрографическая сеть на территории Браславского района развита исключительно хорошо. Браславщину по праву называют «Краем голубых озёр». Их на Браславщине насчитывается около 300. Они занимают около 10% по площади района. Озёра составляют особенную ценность, водная гладь на территории района соста ...