С 1987 г. в Алжире началось осуществление экономической реформы на основе либерализации экономики и децентрализации управления народным хозяйством, а в сельском хозяйстве наступил новый этап реорганизации малорентабельного государственного по существу сектора. Его суть заключалась в реприватизации земель и создании небольших по размерам и самостоятельных в финансовом и экономическом отношении хозяйственных единиц, способных эффективно работать в условиях рыночной экономики. В сельском хозяйстве новая система управления вводилась законом № 87-19, предусматривавшим дальнейшую реорганизацию "социалистических сельскохозяйственных предприятий". В соответствии с его условиями земля, находившаяся в их пользовании, распределялась среди крестьян на правах долгосрочной аренды у государства (сроком до 99 лет) небольших участков размером по 2 и более га. При этом поощрялось их объединение в так называемые "коллективные предприятия", т.е. своего рода кооперативы. Минимальное число членов подобных объединений составляло 3, а максимальная площадь "предприятия" не должна была превышать 2 тыс. га. На малоплодородных землях или неудобьях закон допускал участие в "коллективных предприятиях" и меньшего числа членов или вообще индивидуальную обработку земли.
В соответствии с законом крестьяне, получившие землю в аренду, должны были личным трудом участвовать в производстве, однако при необходимости они могли нанимать дополнительных работников. Что касается "коллективных предприятий", то предполагалась их полная самостоятельность в хозяйственном отношении. Все вопросы производственного характера, в том числе найма дополнительных работников, севооборота, ассортимента высеваемых культур и др., относились к компетенции самих объединений и их членов. Государственные органы призваны были осуществлять лишь общее руководство предприятиями в рамках проводимой экономической политики. Создаваемые объединения формально считались коллективными, а по существу представляли собой небольшие фермерские коммерческие компании. По истечении пятилетнего переходного периода становления хозяйства, налаживания производства и получения прибыли арендуемая земля могла быть выкуплена у государства. Таким образом в ходе реорганизации обобществленного сектора более 2,8 млн. га принадлежавших государству земель было сдано в аренду. Быстро росло число небольших семейных ферм, значительная часть которых была объединена в "коллективные предприятия". К середине 1988 г. подобных предприятии насчитывалось уже более 2 тысяч.
К началу 90-х годов создание новых структур в сельском хозяйстве Алжира в основном завершилось. К 1992 году в аграрном секторе было создано 22.З56 "коллективных предприятии" со 156.548 членами на площади 2.232,6 тыс. га и 5.677 индивидуальных хозяйств на 55,969 тыс. га
Значительную роль в вовлечении новых земель в сельскохозяйственный оборот и укреплении прослойки самостоятельных крестьянских хозяйств сыграл принятый в 1983 г. закон относительно освоения засушливых земель в предсахарских и сахарских районах страны. Он определил условия продажи частным лицам ранее не обрабатывавшихся земель в этих районах. Он также предоставил частным лицам право приобретения земельных участков при условии их освоения в течение пяти лет. Государство обязывалось оказать помощь крестьянам, получившим наделы в соответствии с новым законом. Вместе с тем оно сохраняло за собой право расторгнуть договор о продаже земли, если в определенный государством срок участок не будет освоен и с него не будет собран урожай. Крестьяне, получившие земельные участки, в течение 5 лет освобождались от уплаты сельскохозяйственного налога.
Больше по географии:
Возможности изучения поверхностных вод в школе
На современном этапе развития образовательной сферы общества стоит сложная задача – преодолеть несоответствие между необходимостью оптимизации отношений между обществом и окружающей средой как на глабальном, так и на региональном уровнях и неподготовленностью к решению этой проблемы большинства нас ...
Уровень жизни: сущность, минимальные социальные стандарты
Конечной целью общественного развития является повышение уровня жизни населения. Уровень жизни – это экономическая категория и социальный стандарт, характеризующий степень удовлетворения физических и социальных потребностей людей. Основными компонентами стандарта уровня жизни является: здоровье, пи ...
Федеральные и региональные программы социально-экономического развития:
географическая составляющая
Разработка и осуществление федеральных целевых программ развития регионов занимают одно из важнейших мест в достижении целей государственной региональной политики. Государственным документом, в котором закреплены эти цели, является Указ Президента Российской Федерации от 3 июня 1996 г. №803 «Об осн ...