Разработка и осуществление федеральных целевых программ развития регионов занимают одно из важнейших мест в достижении целей государственной региональной политики. Государственным документом, в котором закреплены эти цели, является Указ Президента Российской Федерации от 3 июня 1996 г. №803 «Об основных направлениях региональной политики в Российской Федерации». К числу целей российской региональной политики отнесены:
– укрепление экономических основ территориальной целостности и стабильности государства;
– содействие развитию и укреплению экономической реформы, формированию во всех регионах многоукладной экономики, становлению региональных и общероссийских рынков товаров, труда и капитала, институциональной и рыночной инфраструктуры;
– сокращение чрезмерно глубоких различий в уровне социально-экономического развития регионов, поэтапное создание условий для укрепления в них собственной экономической базы повышения благосостояния населения, рационализация систем расселения;
– достижение экономически и социально оправданного уровня комплексности и рационализации структуры хозяйства регионов, повышение жизнеспособности региональной экономики.
Федеральные целевые программы регионального назначения направлены на решение проблем конкретных регионов. В отличие от других инструментов региональной политики, используемых для этих целей (трансферты, дотации, субвенции, бюджетные ссуды и кредиты из федерального бюджета и др.), целевые программы призваны решать задачи, связанные с межрегиональной асимметрией. Они в силу своего преимущественно инвестиционного характера нацелены на решение не столько текущих, столько стратегических задач реформирования региональной экономики, ее структурной перестройки на основе инвестиционных процессов. Таким образом, они направлены на радикальное решение проблем межрегиональной асимметрии, имея целью не только преодоление ее последствий, но и противодействие ряду факторов, ее порождающих. В силу этого они содержат значительный географический потенциал в том плане, что предусматривают широкий территориальный аспект развития регионов. Для республик СКФО, с их поверхностной неоднородностью, федеральные региональные программы предусматривают стратегию развития как равнинных, так и горно-предгорных территорий. При этом они нацелены на то, чтобы увеличить экономический, финансовый и налоговый потенциал субъектов, чтобы свои проблемы они могли решать собственными силами.
Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года определяет основные направления, способы и средства достижения стратегических целей устойчивого развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации на территориях Кабардино-Балкарской Республики, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Дагестан, Республики Ингушетия, Республики Северная Осетия – Алания, Чеченской Республики и Ставропольского края.
Больше по географии:
Проблемы и перспективы развития машиностроения в
России
В промышленно развитых странах, где кризисы и спады производства повторяются периодически, изменения текущей конъюнктуры меньше всего затрагивают выпуск новейшей высокотехнологичной продукции, что создает определенные импульсы для выхода из кризисных ситуаций. Машиностроению России в последнее врем ...
Исторические предпосылки политического и экономического развития Австрии
“Постоянный нейтралитет” стал важнейшим фактором австрийской экономики и политики. Этот международно-правовой статус страны имеет столь большое значение, что представляется уместным более подробно коснуться его истории и некоторых связанных с ним проблем. При оценке постоянного нейтралитета Австрии ...
Генезис черноземных почв
Черноземные почвы развиваются под степной разнотравно-степной травянистой растительностью. Весь облик этих почв свидетельствует о богатстве их органическим веществом. В профиле черноземов выделяют мощный темноокрашенный гумусовый, или гумусово-аккумулятивный, слой (35-150 см), содержащий большое ко ...