В данной работе я попытаюсь проанализировать нынешнее состояние и перспективы развития города «Дубна», который расположен на севере Московской области и является наукоградом. Анализ будет осуществлён через парадигму нового урбанизма. Это значит, что основные критерии оценки будут лежать в сфере социально-экономической географии.
Урабнистика молодая наука, особенно для России. Советский период с его плановым хозяйством не нуждался в институте урбанистики. Советские города проектировались адресно. В связи с тем, что в СССР не было частной собственности, то и не было необходимости создавать экономически выгодную городскую среду и условия для саморегулирующихся систем, таких, как бизнес организации, не попадающие под прямое влияние административного аппарата государства. Другими словами в СССР были лишь заказы государства на проектирование и строительство городских объектов.
Абсолютно по-иному обстояло дело в капиталистических странах. Основным исполнителем градостроительных операций на западе служили девелоперы, т.е. частные застройщики. Они не только выполняли заказы, но зачастую являлись инициаторами градостроительных и реконструкционных работ. Конечно, не всегда девелоперские проекты были успешны. Стоит вспомнить печально известный район Pruitt-Igoe в американском городе Сент-Луис, который включал в себя 11 зданий и был снесён через 20 лет после сдачи проекта. Проблема в том, что девелоперы вместе с местными властями не всегда могут объективно оценить перспективы развития города или района. В Сент-Луисе район Pruitt-Igoe изначально планировался, как район для среднего класса и был заселён наполовину белым, а наполовину черным населением. Но после отмены закона о сегрегации, белое население покинула район, а дома стали использоваться как социальное жильё для малоимущих слоёв населения, преимущественно чёрнокожих. Таким образом, криминогенная обстановка накалилась до предела и власти не имея других путей решения этой проблемы были вынуждены снести целый район.
Когда девелоперы гонятся за прибылью, как правило, они не желают обращать внимание на городскую среду. Если утрировать эту проблему, то получим, что для девелоперов выгодно построить больше площадей на меньшей территории, чтобы получать с данной территории больше прибыли, сдавая или продавая площади. Для городской администрации здесь встаёт вопрос о регулировании застройки. В СССР этой проблемы не было, так как застройку планировал и регулировал Госплан. В капиталистической среде властям приходится создавать правовые, экономически привлекательные и инфраструктурные условия. Для того чтобы, с одной стороны, девелоперам было выгодно строить, а с другой, чтобы строительство не превратилось в хаотичное, бессмысленное и неудобное для существование людей размещение бетонных коробок.
На данном этапе у России нет полноценных урбанистов, а если и есть то это индивидуалисты, которые по собственной инициативе занялись вопросом проектирования городской среды и анализом факторов влияющих на городскую среду, поиском форм, порождающих удобство существования. В основном вопросами урбанистики занимаются архитекторы. Это не совсем правильно, так как урбанистика – это в большей степени социально-экономическое проектирование, нежели строительство. Мы видим на примере Перми, как голландские архитекторы проектируют городской район, не проводя комплексный анализ. Тем самым получается вполне эстетический проект, но в котором не учтена логика и структура перемещения транспорта и людей. Конечно голландцы мастера своего дела, но урбанистика на то и развивается, чтобы создавать среду, в которой бы обсуждалась проблема на общественном уровне. Прекрасный пример истинного подхода с точки зрения урбанистики можно увидеть на примере реконструкции железной дороги в Нью-Йорке, которую превратили в городской парк. Притом этому превращению способствовало именно всестороннее обсуждение на общественном уровне. Другими словами людьми была создана виртуальная структура, которая, выполнив своё дело, растворилась.
Как говорил известный американский психолог Милтон Эриксон «Чтобы решить большинство проблем необходимо создать условия, в которых люди сами решат свои проблемы». Эта цитата может сталь эпиграфом для всей урбанистики, если смотреть на неё с соответствующей парадигмы.
Больше по географии:
«Западный дрейф»
Осевым вектором межрегиональных внутренних миграций был в 90-е годы и остается в нынешнем десятилетии «западный дрейф» - движение с востока в Центр, Приволжье и на Юг, отражающее стремление жителей Сибири и Дальнего Востока переселиться в европейскую часть страны. Это не новое явление, оно существу ...
Хозяйство
Сельское хозяйство. Основное направление с/х – мясо- молочное скотоводство. В улусе производится централизованная закупка молока у населения, коллективных предприятий и фермерских хозяйств. По итогом 2009 года улус занимал первое место в республике по производству мясо на душу населения, и третье м ...
Уникальные
спелеологические памятники
В РБ к памятникам природы официально отнесена 21 пещера (Мартин и др., 1987). Однако ряд карстовых систем, открытых в последние годы по своим достопримечательностям также заслуживают этого статуса. В то же время, часть из них, по причине частого посещения, и, как следствие, неудовлетворительного со ...