В долгосрочной перспективе общество Удмуртии может определить только место, которое оно хочет и сможет занять в планетарном и национальном масштабе. Единственным прогностическим инструментом для такой ориентации являются длинные 60-летние экономические циклы. Основной проблемой, стоящей перед среднеразвитой российской экономикой на длительную перспективу является выбор одного из трех возможных путей развития.
Первый, его обычно называют "латиноамериканским”, заключается в создании экономики, обеспечивающей внутренние потребности общества. Такая экономика обладает высокой устойчивостью, большей независимостью от внешнего окружения, развитостью внутренней инфраструктуры и импортозамещающих производств. Но, тем самым, такое общество закладывает стратегическое технологическое отставание и низкий уровень жизни. По большому счету, если абстрагироваться от идеологических штампов, политика КПСС в предыдущее 60-летие (30-90 годы) соответствует именно такой модели. Из стран бывшего СССР этой стратегической линии сейчас полностью придерживается правительство Белоруссии.
Второй – “корейский” – ориентация на внешних потребителей, развитие только экспортоориентированных технологически перспективных отраслей. Такая экономика характеризуется высокой неустойчивостью и зависимостью от мировой конъюнктуры, но, как показал пример Японии, только такая стратегия позволяет преодолеть технологическое отставание и войти в число развитых стран с высоким уровнем жизни.
Третий – “ближневосточный” – развитие экспортоориентированных сырьевых отраслей, жизнеобеспечение за счет импорта, имущественная поляризация общества. Именно такой стратегии в 90-е годы придерживалось Правительство России, что привело к деиндустриализации, падению уровня жизни большинства жителей, разрушению социальной инфраструктуры.
Несмотря на политику федеральных властей, многие региональные правительства последовательно проводили или “консервативную латиноамериканскую” политику (Ульяновская область, Республика Татарстан), или “либеральную корейскую” (Санкт-Петербург, Нижегородская, Саратовская области). С падением правительства Черномырдина в России явно стали преобладать консервативные тенденции.
Хотя стратегия политики Правительства Удмуртской Республики заключается в следовании за федеральными властями, необходимо трезво оценить перспективы каждой из возможных стратегий.
Факторы, способствующие “латиноамериканской” модели:
наличиеэкспортопригодных природных ресурсов (нефть и лес), удаленное географическое положение, хозяйственные традиции плановой экономики и “оборонки”, политическая неустойчивость.
Факторы, благоприятствующие выбору “корейской” модели:
фаза технологического развития – завершенная индустриализация, демографическая ситуация и поселенческая структура – депопуляция урбанизированного общества, высокий образовательный уровень населения и остатки развитой социальной инфраструктуры.
Среднесрочная стратегия
На среднесрочную перспективу исследователи развития регионов выделяют следующие стратегии:
Среднесрочная стратегияМеры по осуществлению стратегии
А. Поддержка высокотехнологических производств.Государственное финансирование в случае “латиноамериканской” стратегии или ориентация на экспорт – в случае “корейской”.
Б. Поддержка сырьевых производств, ориентированных на внутренний и внешний рынки.Государственное финансирование геолого-разведочных работ и создания инфраструктуры, позволяющей ускорить освоение новых участков месторождений. Создание законодательных условий для функционирования сырьевых производств и осуществления в них частных инвестиций.
В. Производство потребительских товаров для внутреннего или внешнего рынка. Протекционистские меры. Пониженный – по сравнению с паритетом покупательной способности – курса рубля – для экспортопригодной продукции, переноса лицензионных и сборочных производств из более промышленно развитых стран. Меры по повышению покупательной способности населения – для продукции внутреннего потребления. Содействие в формитовании собственной сбытовой сети.
Больше по географии:
Транспорт
Новое транспортное строительство ведется с учетом интересов развития туризма, освоения новых территорий и укрепления межрайонных связей. Аэропорты: всего — 225, в том числе: с твёрдым покрытием — 15; без твёрдого покрытия — 210. Водный транспорт. Достаточно велика роль водного транспорта - паромы р ...
История Латвии
Первые поселения на нынешней территории Латвии появились около 9 тыс. лет. до рождества Христова. В первой половине второго тысячелетия до рождества Христова сюда пришли племена древних балтов - предков латышского народа. В начале нашей эры территория нынешней Латвии становится известным местом пер ...
Историко-географическая характеристика
Барнаул – административная столица Алтайского края с 1937 года, один из крупнейших городов Западной Сибири. Официальным годом основания города Барнаула считается 1730 год. На протяжении своего более чем 270-летнего существования город исполнял административные функции, что позволило ему стать не то ...