Великие географические открытия – термин, принятый в литературе для обозначения крупнейших географических открытий европейских путешественников конца XV – XVII веков, как имеющие наиболее важное значение.
Положительно повлияли на Великие географические открытия и те важные усовершенствования, которые были сделаны в то время в мореплавании и военном деле. На протяжении XV в. был создан новый тип быстроходных и легких парусников – каравелл, вместительный трюм которых позволял делать большие морские переходы. Значительно увеличилась безопасность мореплавания благодаря усовершенствованию компаса, морских карт, приборов и приспособлений. Большое значение имело усовершенствование огнестрельного оружия, появились мушкеты, пистолеты и пушки.
Первыми из западноевропейских стран, которые начали поиски новых морских путей в Африку, Индию и Азию, были Португалия и Испания. В этом были заинтересованы королевская власть названных стран, церковь, купцы и особенно дворяне. После окончания войны с маврами португальские и испанские дворяне, которые с презрением относились ко всем видам деятельности, кроме войны, остались по существу без дела и очень скоро оказались в долгах у городских ростовщиков. Поэтому идея быстро разбогатеть в Африке или Азии для массы мелкопоместных дворян была особенно заманчивой. Именно из их среды вышли в XV - XVI вв. смелые мореплаватели, жестокие завоеватели - конкистадоры, алчные колониальные чиновники. Купцы охотно давали деньги на эти экспедиции, так как надеялись на овладение новыми торговыми путями и быстрое обогащение. Католическая церковь освящала дела конкистадоров в надежде увеличить свои земельные владения и доходы. Королевские власти в Португалии и Испании в овладении новыми торговыми путями и колониями также видели выход из сложившейся ситуации с острой нехваткой денег. Кроме того они стремились охватить многочисленное воинствующее дворянство идеей открытия новых стран, потому что в противном случае его легко могли использовать крупные феодалы в борьбе против укрепления королевской власти.
Учитывая, что торговые пути на Средиземном море были захвачены мощными в то время морскими городами-республиками Италии Венецией и Генуей, на Балтийском море – союзом северных и центральных немецких городов – Ганзой, экспансия Португалии и Испании была возможна только в сторону неизвестного тогда Атлантического океана. Да и само географическое положение Пиренейского полуострова, который выдвинут далеко на запад в этот океан, содействовало именно такому направлению экспансии португальцев и испанцев.
Первыми на океанские пути вышли португальцы, но сначала освоение Атлантики происходило медленно. Постепенно португальцы захватывали в Африке одну колонию за другой, и наконец Б. Диаш в 1487 г. достиг мыса Доброй Надежды, обогнул его и вышел в Индийский океан. Однако его подчиненные, ссылаясь на усталость, отказались продолжать мореплавание и Б. Диаш был вынужден вернуться в Лиссабон, так и не достигнув берегов Индии.
Ввиду того, что Португалия закрыла другим государствам пути вдоль берегов Африки, в Испании получила поддержку идея генуэзского моряка Христофора Колумба послать экспедицию в открытый океан в западном направлении. Путешествие Колумба завершилось открытием нового континента - Америки.
С целью открыть западный путь в Индию и Восточную Азию 3 августа 1492 г. из Испании была отправлена экспедиция из трех каравелл под руководством генуэзского мореплавателя Христофора Колумба (1451 – 1506). Колумб предложил испанским монархам свой проект – достичь берегов Индии, плывя на запад через Атлантику. До этого Колумб предлагал свой план королям других стран, но получил отказ. Франция и Англия не располагали необходимыми средствами и флотом. Португальцы к этому времени уже были близки к открытию пути в Индию вокруг Африки и не нуждались в чужих услугах. В Испании сложилась более благоприятная обстановка для осуществления замыслов Колумба.
Больше по географии:
Экономическая оценка угольных баз межрайонного значения
Роль того или иного угольного бассейна в территориальном разделении труда зависит от количества и качества ресурсов, степени их подготовленности для промышленной эксплуатации, размеров добычи, особенностей транспортно-географического положения и др. По совокупности этих условий выделяются основные ...
Классификация метелей
Любая наука, становясь на ноги, прежде всего, создает свой язык, терминологию, классификацию изучаемых ею фактов. «Метелеведение» практически не имело своего общепризнанного языка, классификаций вплоть до пятидесятых годов нашего столетия. Метелью называется атмосферное явление, состоящее в перенос ...
Города Нового времени в Америке, Азии и Африке
Вне Европы городское развитие в Новое время имеет несколько разновидностей, которые условно можно назвать североамериканской, латиноамериканской, азиатской и африканской. Первая разновидность наиболее характерна для США, Канады, Австралии и Новой Зеландии. В данном случае коренное население (индейц ...