Озеро Ньяса

Страница 2

Таким образом, хотя по общему характеру термической стратификации Ньяса близка к Танганьике, условия для развития жизни в этом озере со всех точек зрения более благоприятны.

А как выглядит водный баланс Ньясы? Ежегодный приход воды в озеро составляет примерно 70 км3, из которых 37 км3 (около 52%) дают осадки, выпадающие на его водную поверхность (в среднем более 1200 мм), и 33 км3 (около 48%) – притоки. В расходной части баланса резко преобладают потери воды на испарение, достигающие 64 км3 (около 91%), тогда как стоком удаляется лишь 6 км3 (около 9%). Все это – черты знакомые. Выходит, не только Танганьику, но и Ньясу можно определить как полубессточное озеро.

Из прочих черт «фамильного сходства» Ньясы с Танганьикой упомянем ее очень богатую и высокоэндемичную водную фауну. Она в общем родственна фауне Замбези, к бассейну которой принадлежит Ньяса, но в то же время во многом от нее отличается. В озере Ньяса водится около 230 видов рыб, причем они эндемичны почти на 9/10 (в особенности хромисы). Как и в случае с Танганьикой, эти особенности фауны определяются большой древностью озера (хотя оно образовалось, судя по некоторым данным, все-таки позже Танганьики, уже в четвертичное время) и длительной его изоляцией от других водоемов.

Озеро Ньяса, конечно, судоходный водоем. Однако, развитие судоходства здесь затрудняется целым рядом факторов. Прежде всего, неблагоприятными природными условиями – такими, как отсутствие удобных естественных гаваней, сильные штормы и прибои у крутых скалистых берегов. Бури и штормы бывают, как «мы знаем, и на других Великих озерах, но для Ньясы они особенно характерны ввиду уже упоминавшегося нами эффекта «аэродинамической трубы». Еще Ливингстон говорил, что Ньясу можно было бы назвать «Озером бурь».

«Однажды утром, – рассказывает он, – мы оказались среди разбушевавшихся волн и не могли двинуться ни вперед, ни назад, и нам пришлось бросить якорь в миле от берега на глубине семи морских саженей. Если бы мы попытались подплыть к берегу, неистовый прибой расщепил бы наше – легкое судно. Устрашающие волны накатывались по 3 сразу; их гребни рассыпались в миллионы брызг… Если бы хоть одна из этих белогривых волн ударила по нашему легкому судну, ничто бы нас не могло спасти…».

Ливингстон путешествовал по Ньясе на парусной лодке. Но вот. в 1946 году во время шторма здесь затонул не утлый парусник, а пассажирский пароход. С тех пор пассажиров перевозят по озеру только в, дневное время. Впрочем, пассажирские перевозки невелики, основную роль играет перевозка грузов.

Есть и другие, факторы, лимитирующие развитие судоходства. Вокруг Ньясы расположены в большинстве своем слаборазвитые в экономическом отношении районы. К озеру подходит мало хороших транспортных коммуникаций. Только в одном месте, на юго-западе – в Малави, к озерному порту Салима подходит железная дорога, и здесь проходит перевалка грузов с желез-подорожных путей на водный транспорт и наоборот.

Кроме Салимы, на озере имеется еще ряд пристаней – Кота-Кота, Каронга, Бандава, Домира-Бей, Форт-Магири в Малави, Мвая – в Танзании. Все эти небольшие озерные порты плохо оборудованы, что ограничивает их пропускную способность

Нельзя забывать и о том, что всякое развитие водного транспорта на озере Ньяса упирается в проблему колебаний его уровня. Поэтому до тех пор, пока уровень озера не будет стабилизирован, пока не будут решены проблемы реконструкции Шире, ожидать серьезных изменений в транспортном использовании Ньясы не приходится. И здесь, поскольку речь идет о крупных капиталовложениях, снова встают социальные проблемы

Среди двух с лишним сотен видов рыб, обитающих в озере Ньяса, немало промысловых, в том числе очень важные для рыболовства виды тилапии.

До недавнего времени в озерных водах вылавливалось ежегодно лишь 5–7 тыс. т рыбы, из них 2/3 – рыбаками-африканцами. Последние используют для промысла главным образом небольшие долбленые лодки; внедрение дощатых шлюпок, приспособленных для подвесного мотора, только началось. Рыбаки из числа коренных жителей потребляют часть улова сами, большую же часть добываемой рыбы сушат или коптят и в таком виде обменивают или продают (нередко через посредников). На берегах озера есть целые рыбацкие деревни, живущие исключительно за счет продажи рыбы. Но чаще рыболовство сочетается с земледелием.

Промышленный лов рыбы, ведущийся иностранными предпринимателями, получил значительное развитие лишь в последние годы. Он «целиком ориентирован на рынок. В распоряжении промысловиков-неафриканцев имеются современные моторные суда. Благодаря росту рыбодобычи улов рыбы в малавийских водах озера Ньяса превышает 20 тыс. т. Однако основным промысловым районом остается небольшой, относительно мелководный участок на юго-востоке озера, близ истока Шире. Глубоководная часть озера используется мало.

Страницы: 1 2 3

Больше по географии:

Транспорт
В 2002 году внутри страны было перевезено 295 млн т грузов и 418,6 млн пассажиров, причем доля автомобильного транспорта в грузовых перевозках составила 91%, железнодорожного – 8,9%, воздушного – 0,1%. Доля указанных видов транспорта в пассажирских перевозках составила соответственно 94,1%, 3,1% и ...

Авиация Великобритании
Правительство уделяет большое внимание вопросам совершенствования организации воздушного движения (ОВД), которая считается одной из самых эффективных в мире и обеспечивает высокую степень безопасности полетов. Головным органом, отвечающим за все вопросы ОВД в стране, включая систему управления возд ...

Экономическая оценка угольных баз межрайонного значения
Роль того или иного угольного бассейна в территориальном разделении труда зависит от количества и качества ресурсов, степени их подготовленности для промышленной эксплуатации, размеров добычи, особенностей транспортно-географического положения и др. По совокупности этих условий выделяются основные ...


Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.geodesire.ru