Озеро Ньяса

Страница 2

Таким образом, хотя по общему характеру термической стратификации Ньяса близка к Танганьике, условия для развития жизни в этом озере со всех точек зрения более благоприятны.

А как выглядит водный баланс Ньясы? Ежегодный приход воды в озеро составляет примерно 70 км3, из которых 37 км3 (около 52%) дают осадки, выпадающие на его водную поверхность (в среднем более 1200 мм), и 33 км3 (около 48%) – притоки. В расходной части баланса резко преобладают потери воды на испарение, достигающие 64 км3 (около 91%), тогда как стоком удаляется лишь 6 км3 (около 9%). Все это – черты знакомые. Выходит, не только Танганьику, но и Ньясу можно определить как полубессточное озеро.

Из прочих черт «фамильного сходства» Ньясы с Танганьикой упомянем ее очень богатую и высокоэндемичную водную фауну. Она в общем родственна фауне Замбези, к бассейну которой принадлежит Ньяса, но в то же время во многом от нее отличается. В озере Ньяса водится около 230 видов рыб, причем они эндемичны почти на 9/10 (в особенности хромисы). Как и в случае с Танганьикой, эти особенности фауны определяются большой древностью озера (хотя оно образовалось, судя по некоторым данным, все-таки позже Танганьики, уже в четвертичное время) и длительной его изоляцией от других водоемов.

Озеро Ньяса, конечно, судоходный водоем. Однако, развитие судоходства здесь затрудняется целым рядом факторов. Прежде всего, неблагоприятными природными условиями – такими, как отсутствие удобных естественных гаваней, сильные штормы и прибои у крутых скалистых берегов. Бури и штормы бывают, как «мы знаем, и на других Великих озерах, но для Ньясы они особенно характерны ввиду уже упоминавшегося нами эффекта «аэродинамической трубы». Еще Ливингстон говорил, что Ньясу можно было бы назвать «Озером бурь».

«Однажды утром, – рассказывает он, – мы оказались среди разбушевавшихся волн и не могли двинуться ни вперед, ни назад, и нам пришлось бросить якорь в миле от берега на глубине семи морских саженей. Если бы мы попытались подплыть к берегу, неистовый прибой расщепил бы наше – легкое судно. Устрашающие волны накатывались по 3 сразу; их гребни рассыпались в миллионы брызг… Если бы хоть одна из этих белогривых волн ударила по нашему легкому судну, ничто бы нас не могло спасти…».

Ливингстон путешествовал по Ньясе на парусной лодке. Но вот. в 1946 году во время шторма здесь затонул не утлый парусник, а пассажирский пароход. С тех пор пассажиров перевозят по озеру только в, дневное время. Впрочем, пассажирские перевозки невелики, основную роль играет перевозка грузов.

Есть и другие, факторы, лимитирующие развитие судоходства. Вокруг Ньясы расположены в большинстве своем слаборазвитые в экономическом отношении районы. К озеру подходит мало хороших транспортных коммуникаций. Только в одном месте, на юго-западе – в Малави, к озерному порту Салима подходит железная дорога, и здесь проходит перевалка грузов с желез-подорожных путей на водный транспорт и наоборот.

Кроме Салимы, на озере имеется еще ряд пристаней – Кота-Кота, Каронга, Бандава, Домира-Бей, Форт-Магири в Малави, Мвая – в Танзании. Все эти небольшие озерные порты плохо оборудованы, что ограничивает их пропускную способность

Нельзя забывать и о том, что всякое развитие водного транспорта на озере Ньяса упирается в проблему колебаний его уровня. Поэтому до тех пор, пока уровень озера не будет стабилизирован, пока не будут решены проблемы реконструкции Шире, ожидать серьезных изменений в транспортном использовании Ньясы не приходится. И здесь, поскольку речь идет о крупных капиталовложениях, снова встают социальные проблемы

Среди двух с лишним сотен видов рыб, обитающих в озере Ньяса, немало промысловых, в том числе очень важные для рыболовства виды тилапии.

До недавнего времени в озерных водах вылавливалось ежегодно лишь 5–7 тыс. т рыбы, из них 2/3 – рыбаками-африканцами. Последние используют для промысла главным образом небольшие долбленые лодки; внедрение дощатых шлюпок, приспособленных для подвесного мотора, только началось. Рыбаки из числа коренных жителей потребляют часть улова сами, большую же часть добываемой рыбы сушат или коптят и в таком виде обменивают или продают (нередко через посредников). На берегах озера есть целые рыбацкие деревни, живущие исключительно за счет продажи рыбы. Но чаще рыболовство сочетается с земледелием.

Промышленный лов рыбы, ведущийся иностранными предпринимателями, получил значительное развитие лишь в последние годы. Он «целиком ориентирован на рынок. В распоряжении промысловиков-неафриканцев имеются современные моторные суда. Благодаря росту рыбодобычи улов рыбы в малавийских водах озера Ньяса превышает 20 тыс. т. Однако основным промысловым районом остается небольшой, относительно мелководный участок на юго-востоке озера, близ истока Шире. Глубоководная часть озера используется мало.

Страницы: 1 2 3

Больше по географии:

Человеческий потенциал республики Удмуртия
Численность населения к 2010 году составила — 1 526 304. Удмуртия занимает 29 место по численности населения. Плотность населения — 36,3 чел./км², удельный вес городского населения — 67,8 %. Национальный состав В республике проживают представители более ста национальностей. Для приграничных ра ...

Экономика
Транспортное значение Велико транспортное значение Чёрного моря для экономики государств, омываемых этим водоёмом. Существенный объём морских перевозок составляют рейсы танкеров, обеспечивающих экспорт нефти и нефтепродуктов из портов России (в первую очередь из Новороссийска и Туапсе) и портов Гру ...

Растительный покров и животный мир
Черноземы – это почвы травянистых формаций, приуроченных к степной и лесостепной зонам. Характерный гумусовый профиль обязан воздействию травянистой растительности с ее мощной, быстро отмирающей корневой системой. Естественная растительность лесостепной зоны в прошлом характеризовалась чередованием ...


Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.geodesire.ru