Топливно-энергетический комплекс.

Информация » Размещение объектов инфраструктуры Украины » Топливно-энергетический комплекс.

Проблема обеспечения украинской экономики энергоносителями — одна из самых болезненных. Газ, нефть, уголь и даже электроэнергию приходится импор­тировать. Ежегодно на это затрачивается около 8 млрд. дол., на что идет 2/3 всего товарного экспорта. Дефицит энергоносителей влечет за собой шлейф тяжких по­следствий: недобор урожая, систематическое отключение населенных пунктов от электроснабжения и т. д. Поэтому проблема требует кардинального решения.

Внутренние производство энергии включая ископаемое топливо и первичную электроэнергию (ядерную и гидравлическую), покрывало в 1999г. около 53% потребностей.

Топливно-энергетический комплекс Украины имеет в своем распоряжении один-единственный собственный энергоноситель, способный полностью обеспечить по­требности тепловой энергетики в твердом топливе. Но для этого следует ежегодно добывать не менее 100 млн. т угля, а не 76,9 млн. т, как добывается сегодня. Главная причина значительного уменьшения добычи угля — износ основных фон­дов отрасли. Отметим, что 98 шахт введены в эксплуатацию в довоенные годы, а 50 — на рубеже XIX—XX ст.; 90% ныне действующих угледобывающих предприятий работают без реконструкции и существенной модернизации свыше 30 лет, в то время как обновление в данной отрасли должно происходить максимум через каж­дые 15 лет. К тому же донецкий уголь залегает на большой глубине (в среднем 1000 м). Это самые глубокие и тяжелые разработки в мире, специалисты относят их к категории «С». Во всех странах планеты подземная добыча угля нерентабель­на. Рентабельной является только открытая (Австралия, Казахстан). Однако нужды черной металлургии и электроэнергетики не оставляют нам выбора. Кстати ска­зать, в Германии и США на угле вырабатывают львиную долю электроэнергии.

В производстве электроэнергии точно так же положение тяжелое. Главные производители ее — теплоэлектростанции страдают из-за чрезмерной стоимос­ти отечественного угля и не меньшей дороговизны газа. Затраты на производство электроэнергии выше, чем цена продажи потребителям.

Не все в порядке с обеспечением атомных станций ядерным топливом. Урано­вого сырья вполне достаточно, но реакторные кассеты приходится импортировать из России, так как их изготовление у нас еще не налажено.

Относительно невысокие модули стока рек ограничивают использование ги­дроресурсов, Доля ГЭС в общем производстве электроэнергии составляет толь­ко 4%; эту величину обеспечивают преимущественно 8 самых больших станций на Днепре. Создание мини-электростанций на карпатских реках помогло бы раз­решить проблемы электроснабжения, предотвратить разрушительные наводне­ния, наладить надежное водоснабжение населенных пунктов в Западном регионе и т. д. А впрочем, я полагаю, мини-электростанции целесообразно строить по­всюду. Следует также возродить те, что были построены в 50—60-е годы, а затем по глупости остановлены.

Нужно обратить внимание на большие запасы шахтного метана. При добыче угля в атмосферу только из шахт Донецкой области он выбрасывается в объеме 3 млрд. м3 в год. Запасы этого газа в Украине достигают 3,5 трлн. м3. В ходе дега­зации шахт выкачивают всего лишь до 20% метана (в США — 40—60%). Первая в Украине скважина для промышленного отбора метана уже пробурена на Львовщине. В целом во Львовско-Волынском бассейне запасы угольного газа состав­ляют как минимум 10 млрд. м3.

Центральный участок Черного моря с Прикрымской его частью, по прогнозам геологов, содержит свыше 2000 трлн. м3 гидратного метана. Добыть его можно только имея значительные средства и современное оборудование, но это дело весьма перспективное.

Больше по географии:

Проблемы и перспективы социально-экономического развития региона
Одним из результатов политического и экономического реструктурирования в странах Балтии в течение 1990-ых, была интенсификация социальной стратификации. В настоящее время литовское общество глубоко дифференцировано по уровням доходов, разрыв достигает 12—14 раз. Даже по официальным оценкам, на гран ...

Транспорт, дорожное хозяйство и связь
Транспорт В современных условиях среди требований, предъявляемых населением к общественному пассажирскому транспорту, основным стало качество транспортного обслуживания. В городе функционируют 116 маршрутов (таблица 1.25), из которых: 51 автобусный, 49 маршрутных такси, 5 троллейбусных и 11 трамвай ...

Минерально-сырьевые ресурсы
Комплекс минерального сырья в Красноярском крае включает 83 вида, которые расположены более чем в 1300 месторождениях и перспективных проявлениях. Наличие такой минерально-сырьевой базы позволило краю выйти на передовые рубежи в России и даже в мире по запасам и добыче ряда полезных ископаемых, так ...


Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.geodesire.ru