Территориальная система расселения

Информация » Территориальная система расселения

Страница 2

Рассматривая урбанизацию как стихийный, неуправляемый процесс, архитекторы используют свою терминологию по отношению к перспективному развитию и формированию систем населенных мест, но в целом, иерархическая структура сохраняется та же.

Для обеспечения перехода систем расселения к устойчивому развитию необходимо создание соответствующей методологической базы, в основе которой может быть ноосферный подход к градостроительству, интегрирующий принципы, правила и методы других подходов, в соответствии с главной целью устойчивого развития – формирования ноосферы. К таким подходам следует отнести стратегический, синергетический, эволюционный, цивилизационный, региональный и др.

В процессе такой интеграции возникает необходимость устранить противоречия между принципами методами различных подходов. Примером служит интеграция стратегического и градостроительного планирования групповых систем населенных мест (ГСНМ).

В современных социально-экономических и нормативно-правовых условиях появилась новая задача – сбалансированного, скоординированного развития ГСНМ в системе соседних муниципальных образований для обеспечения их устойчивого развития. Эта задача возникла от стремления каждой категории к повышению своей конкурентоспособности и независимости и одновременно необходимой координации развития территории.

Методика моделирования ГСНМ интегрирует принципы, правила и методы стратегического и градостроительного планирования. Она основана на формировании зон совместных интересов, обеспечивающих согласованное, скоординированное развитие соседних муниципальных образований в современных условиях. Данная методика позволяет провести пофакторный анализ рассматриваемой территории, провести делимитацию границ ГСНМ, разработать модели развития сложившейся (или образовывающейся) ГСНМ, позволяет провести правовое зонирование и разработать правила землепользования и застройки для данной территории.

Методика территориального планирования на основе зон совместных интересов была апробирована на примере регионального метрополиса «Большой Екатеринбург» (представлена в таблице). Одним из актуальных проектов на сегодняшний день, направленных на обеспечение совместного развития населенных мест в системе расселения, является стратегический проект «Большой Екатеринбург». Цель этого проекта заключается в создании условий для совместного устойчивого стратегического социально-экономического развития Екатеринбурга и городов-спутников на основе партнерской городской политики, направленной на создание полноценной городской среды для жизнедеятельности всего населения Большого Екатеринбурга.

Различные формы собственности на землю в современных социально-экономических и нормативно-правовых условиях определяют необходимость развития понятия “Большой Екатеринбург” с учетом новых градостроительных отношений.

В ходе исследовательской работы «Большой Екатеринбург» было предложено рассматривать в качестве регионального метрополиса системы устойчиво развивающихся населенных мест и межселенных территорий столицы УрФО и соседних муниципальных образований на основе зон совместных интересов.

Методикой предусматривается выделение существующих и перспективных зон функциональных, экологических, природоохранных, историко-культурных и эстетических, экономических, транспортных, инженерных совместных интересов. На основе этих зон была получена схема комплексных зон совместных интересов, позволяющая уточнить границы «Большого Екатеринбурга» и разработать нормативно-правовую документацию для данной территории (в соответствии с новым Градостроительным кодексом РФ).

Существующие зоны установлены с учетом Проекта районной планировки Екатеринбургского (Свердловского) внутриобластного района, Генерального плана Екатеринбурга, Концепции развития Свердловской области до 2040 года, Схемы развития и размещения производительных сил Свердловской области на период до 2015 года, картографических и текстовых материалов, представленных в широкой печати.

На основе зон совместных интересов всех жителей населенных мест, входящих в данную систему расселения, были уточнены границы «Большого Екатеринбурга». Территория, рассматриваемая в стратегическом проекте «Большой Екатеринбург», включающая только первый пояс городов-сателлитов (города, фактически сросшиеся с Екатеринбургом: В. Пышма, Среднеуральск, Березовский и Арамиль), не обеспечивает решения поставленных ею задач.

Территория, охватывающая комплексные зоны совместных интересов, определяет границы «Большого Екатеринбурга». Проектирование зон совместных интересов показало, что они почти целиком охватывают территорию Екатеринбургской городской агломерации, то есть МО «г. Екатеринбург» и соседних муниципальных образований (г. Первоуральск, г. Верхняя Пышма, г. Среднеуральск, г. Березовский, Белоярский р-н, г. Заречный, г. Верхнее Дуброво, Сысертский район, г. Арамиль, г. Полевской, Ревдинский р-н, г. Дегтярск). Также в состав Большого Екатеринбурга целесообразно было бы включить МО “г. Асбест” и ЗАТО “г. Новоуральск”, так как они играют важную инновационно-технологическую (г. Новоуральск) и производственную (г. Асбест) роль в Екатеринбургской агломерации и поспособствуют формированию целостной компактной формы «Большого Екатеринбурга». Они включают значительные зоны совместных интересов с основной территорией.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Больше по географии:

Основные проблемы социально-экономического развития г.Барнаула
Оценка современного состояния экономики и социальной сферы города, проведенная на основе трехлетней динамики основных показателей социально-экономического развития, выводы SWOT-анализа, анкетирование различных групп населения г.Барнаула позволили выделить и ранжировать основные проблемы, сдерживающ ...

Озеро Виктория
Огромным пресным внутренним морем плещутся воды Виктории на востоке континента. Площадь его – 68 тыс. км2. /Это больше территории Бельгии и Нидерландов, вместе взятых. Поистине «большая вода» – ведь, именно так переводится местное название этого озера – Ньянца. Средняя глубина – около 40 м, максима ...

Транспортная сеть
Транспортная система стран Балтии имеет ярко выраженный транзитный характер, обладает развитой инфраструктурой играет важную роль в экономике. Для внешней торговли наибольшее значение имеют железнодорожный и морской виды транспорта. Общая протяженность железных дорог превышает 5,5 тыс. км. Основные ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.geodesire.ru