Пещера Шульган-Таш (Капова)

Страница 4

Размеры входного отверстия и самой пещеры свидетельствуют о грандиозных масштабах развития карстового процесса (процесса растворения известняков, гипсов и других горных пород природными водами и образования в них различных пустот и полостей), охватившего известняковый массив горы Сарыкускан.

В пещере много широких коридоров и залов. Наиболее значительными из них являются: зал Хаоса, зал Рисунков, зал Знаков, Бриллиантовый и Купольный залы. На верхний ярус (этаж) пещеры можно попасть со среднего этажа через вертикальный колодец (конечно же, по лестнице), а на нижний - через верхний по очень крутому спуску.

Некогда пещера была очень богата самыми разнообразными натечными образованьями (сталактитами, сталагмитами, флагами, кальцитовыми цветами, ванночками, пещерным жемчугом и многим другим). К сожалению, в настоящее время это богатство пещеры большей частью растаскано и разграблено горе-туристами - "любителями" природы. Не тронутым осталось только то, что не смогли унести. А осталось немало и пока еще в пещере есть на что посмотреть! Так, на верхнем этаже имеется гигантский сталагмит, высота которого составляет 3 м, а ширина в основании - 8 м. Сохранились пока еще в самых дальних частях пещеры и белоснежные кальцитовые натеки, кораллы, цветы и т.п. И все же главная спелеологическая достопримечательность пещеры заключается в огромных размерах и совершенной форме ее галерей, коридоров и залов. Двигаясь по ним трудно представить себе, что все это сотворено небольшой подземной (!) речкой, которая в определенные периоды представляла собой лишь маленький ручеек.

По своему возрасту пещера является достаточно древней. Ее формирование началось не менее 3-5 млн. лет тому назад. Самым древним, по нашему мнению, является средний ее этаж с современным входом в пещеру. Он начал интенсивно формироваться около 3 млн. лет тому назад, а приблизительно 900 тыс. лет тому назад - был омоложен р. Шульган. Верхний этаж пещеры в современном виде существует на протяжении уже 1,5 млн. лет, а самый нижний с подземной речкой Шульган - около 15 тыс. лет (Смирнов, Книсс, 1986; Kniss, Smirnov, 1990). Отсюда, возраст пещерных этажей очень велик (особенно среднего и верхнего ярусов) и вполне достаточен, для того чтобы пещера могла быть заселена древним первобытным человеком.

ИЗ ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ МИРОВОЙ ПЕЩЕРНОЙ ЖИВОПИСИ

Первые рисунки древнего человека были обнаружены еще 120 лет тому назад. Открытие палеолитического искусства, представленного главным образом наскальными рисунками в Западной Европе, в своё время явилось настоящей сенсацией. Тогда, в середине XIX века, не знали искусства старше древнеегипетского или кельтского. Нелегко было поверить в то, что в глубине веков - от десяти до тридцати тысяч лет назад - в Европе существовало искусство, достойное восхищения. Рисунки, гравюры, разнообразные статуэтки свидетельствуют о том, первобытные охотники были не такими примитивными, какими они представлялись ранее. Эти современники мамонтов и шерстистых носорогов поднялись на такой художественный уровень, который оставался недостижимым для последующих поколений людей в течение многих тысячелетий.

В начале нашего века эти изображения были осмыслены как относящиеся к палеолитической эпохе. В связи с этим в историю искусства навсегда вошло имя Марселино де Саутуолы, первооткрывателя настенных рисунков в пещере Альтамира (провинция Сантанер в Испании), называемой «Сикстинской капеллой первобытного искусства». Саутуола исследовал пещеры, находящиеся в окрестностях того места, где он жил. Альтамиру он впервые посетил в 1875 г. В 1879 г. его девятилетняя дочь обнаружила на низком потолке бокового грота пещеры удивительные рисунки. Год спустя, в 1880 г., преодолев свои сомнения, Саутуола выступил с публичным заявлением о том, что рисунки являются художественным созданием палеолитического человека. Однако, дерзкое утверждение Саутуолы вызвало возмущение всех крупнейших учёных того времени. Они не могли поверить, что человек каменного века обладал столь развитым искусством, свидетельствующим о высокой культуре и талантливости первобытных людей. Но Альтамира доказала, что человеческий гений был свойственен уже охотникам на мамонтов и что он не зависит прямо пропорционально от уровня технической цивилизации. Это утверждение прозвучало как гром среди ясного неба, оно было столь неожиданным, что учёный мир даже обвинил Саутуолу в подделке. Было высказано подозрение, что автором рисунков мог быть один французский художник, друг Саутуолы, гостивший у него в момент открытия. В связи с этим в 1881 г. в Альтамиру был послан французский палеонтолог Арле, который должен был на месте произвести экспертизу изображений. Его заключение было беспощадным: рисунки, якобы, имеют новейшее происхождение и могли быть исполнены в период между открытием пещеры и первым сообщением Саутуолы. Результаты «экспертизы» укрепили скептическое отношение к Альтамире со стороны виднейших палеоисториков.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Больше по географии:

Отраслевая структура промышленности Российской Федерации
При анализе разных типов территориально-производственных систем (хозяйство мира, региона, страны, района и т. д.) обычно приходится иметь дело с двумя видами структур - отраслевой и территориальной. И та и другая показывает соотношение различных элементов хозяйственной системы — вещественных нетерр ...

Население и религия
Население Финляндии на 2007 год составляло 5,23 млн. чел. Средняя плотность населения: 15,5 чел./км². Городское население составляет 60,9%. Возрастной состав населения: младше 15 лет – 18%; 15 – 65 лет – 67,1%; старше 65 лет – 14,9%. Продолжительность жизни: мужчин – 74,4 года; женщин – 81,5 г ...

Из истории становления и развития химико-фармацевтической промышленности г. Шымкента
Удивительны бывают порой зигзаги в исторических судьбах городов. Испиджаб, в эпоху караванной торговли бывший наиболее крупным, «достославным» городом, первоклассной военной крепостью, был разрушен завоевателями и затем вновь появляется в летописях, но уже как Сайрам. Испытавший превратности злой с ...


Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.geodesire.ru