Контактная роль границ

Страница 1

Морской транспорт имеет огромное значение для внутренних и внешних перевозок массовых грузов, особенно на большие расстояния, а также для обслуживания внешней торговли. Все экономические связи России с дальним зарубежьем осуществляется морем, потребность России в перевозках грузов морем оценивается примерно в 210 млн.т грузов в год. Распоряжением Правительства РФ в 1997 году открыт пропуск грузовых иностранных и российских судов загранплавания.

Возникновение морского порта всегда вызывало появление нового города. Это послужило основанием для появления такого термина, как “портовый город” или “город-порт”. Например, Петербург, рожденный именно как порт, потом благодаря порту, его выгодному расположению и огромному значению для внешних торгово-экономических и политических связей город вырос в крупнейший индустриальный и культурный центр государства - его столицу на два столетия. Как военный пост и база Тихоокеанской эскадры был заложен Владивосток. Для торговли со средиземными странами на месте маленькой деревушки двести лет назад начали строить большой порт, теперь это известный во всем мире порт и город Одесса. Можно привести еще множество примеров влияния морского порта на развитие инфраструктуры.

Морской транспорт обладает рядом преимуществ по сравнению с другими видами транспорта. Перевозка каждой тонны груза морем требует значительно меньше энергии и, следовательно, меньшего расхода топлива, чем на других видах транспорта. Крупные морские суда способны одновременно перевозить десятки тысяч тонн груза. Все это определяет в значительной степени довольно низкую себестоимость грузов.

Особенности географического положения России, «замерзаемость» многих портов (только в Новороссийск, Туапсе, Мурманск и Калининград являются незамерзающими портами), структура грузопотоков, несбалансированность ввоза и вывоза грузов, другие особенности выдвигают определенные требования к национальной морской транспортной системе. Поэтому на протяжении всей истории России отсутствие национального морского транспорта создавало препятствия в первую очередь для развития внешней торговли страны и освоения северных территорий.

На сегодняшний момент на морском транспорте сложилась следующая ситуация. Первое место в грузообороте перешло к Дальневосточному бассейну (46,5 % всех отправленных грузов в 1994 г. морским транспортом России), через порты которого осуществляются внешнеторговые связи со странами Тихоокеанского региона, а также обеспечиваются транспортно-экономические связи с прибрежными районами Дальнего Востока. Наиболее крупными здесь являются морские порты на берегу Японского моря: Владивосток, Находка, порт Восточный с крупными угольным и лесным терминалами, а также порт Ванино на линии железнодорожной морской паромной переправы Ванино-Холмск (о. Сахалин).

На втором месте - Черноморско-Азовский бассейн (23,7% отправленных грузов). Через оставшиеся у России порты Черноморского бассейна ведется в основном экспорт нефти. Здесь находится самый крупный по грузообороту России нефтяной порт Новороссийск с глубоководным нефтепирсом “Шесхарис”, позволяющим обслуживать суда грузоподъемностью до 250 тыс. т. Меньшее значение имеет также нефтяной порт Туапсе. Реализация крупных нефтедобывающих проектов в Казахстане и Азербайджане, а также потребности России в экспорте сжиженного газа создали предпосылки для строительства на Черноморском побережье России ряда новых нефтяных и газовых портов и причалов. Предполагается также развитие Таганрогского порта и строительство на Азовском побережье нового крупного морского порта.

Страницы: 1 2 3

Больше по географии:

Связи
США поддерживают внешнеторговые связи с государствами всех континентов, но с социалистическими странами они невелики. Особенно большой доход получают монополии США от неэквивалентной торговли с развивающимися странами: американские товары сбывают в эти страны по высоким ценам, а сырье и продукты пл ...

Внутренняя миграция населения и ее влияние на демографическую ситуацию в стране
Миграция населения — это не только простое механическое передвижение людей, но и сложный общественный процесс, затрагивающий многие стороны социально-экономической и культурной жизни целых народов. Субъектами внутренней миграции являются граждане Российской Федерации и лица, находящиеся в России на ...

Основные отрасли промышленности
· Горнодобывающая промышленность. США производят 1/3 горнодобывающей продукции в мире. Главные отрасли: нефтяная, угольная, добыча металлоруд, неметаллического сырья. При этом последние два десятилетия очень четко прослеживается тенденция сокращения добычи полезных ископаемых. До 50% потребностей н ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.geodesire.ru