Транспорт – отрасль ифраструктурного комплекса

Информация » Инфраструктурный комплекс Чувашии » Транспорт – отрасль ифраструктурного комплекса

Страница 1

Успешное развитие России, наряду с прочими условиями, требует хорошо развитой и организованной системы транспорта. Транспорт – “кровеносная система экономики” страны, оказывающая влияние на размещение производительных сил. Транспорт связывает воедино все части страны, обеспечивая взаимодействие между экономическими районами и отраслями производства, и является необходимым условием и материальной основой территориального разделения труда. Значит, изучение транспортного комплекса России является актуальной темой в наше время, да и во все времена.

Транспорт – особая сфера материального производства и самостоятельная отрасль народного хозяйства. С его помощью осуществляются связи внутри отраслей и между отраслями, внутри экономических районов и между ними, формируются межгосударственные связи. Транспортный комплекс является крупнейшей составной частью инфраструктуры, служит материально-технической базой формирования и развития территориального разделения труда, оказывает существенное влияние на динамичность и эффективность социально-экономического развития отдельных регионов и страны в целом.

Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что он сам не производит продукции, а только участвует в ее создании, обеспечивая сырьем, материалами, оборудованием производство и доставляя готовую продукцию потребителю. Транспортные же издержки включаются в себестоимость продукции. Отношение суммарных транспортных издержек к полной стоимости продукции называют коэффициентом транспортной слагающей. Чем меньше этот коэффициент, тем более транспортабельна продукция, а следовательно, более свободно по отношению к потребителю могут размещаться производства. Для разных видов продукции доля транспортных затрат в стоимости различна. Так, в стоимости топлива и строительных материалов она составляет более 50 %, железной руды и лесоматериалов – до 20 %. Полные же транспортные издержки народного хозяйства в сфере производства и обращения составляют 10 % от валового общественного продукта страны. Традиционное представление о необходимости снижения удельных транспортных затрат на современном этапе научно-технической революции подвергается сомнению, так как экономические выгоды территориального разделения труда, широкой и всесторонней специализации производства часто перекрывают увеличение транспортных издержек.

Значение транспорта как важной составной части экономики Российской Федерации определяется его ролью в территориальном разделении общественного труда: специализация районов, их комплексное развитие невозможны без системы транспорта. Транспортный фактор оказывает влияние на размещение производства, без его учета нельзя достичь рационального размещения производительных сил. При размещении производства учитывается потребность в перевозках массы исходных материалов и готовой продукции, их транспортабельность, обеспеченность транспортными путями, их пропускная способность. В зависимости от влияния этих составляющих рассчитывается вариант размещения предприятий. Рационализация перевозок влияет на эффективность производства как отдельных предприятий, так и районов и страны в целом. Важное значение транспорт имеет и в решении социально-экономических проблем. Обеспеченность территории хорошо развитой транспортной системой служит одним из важных факторов привлечения населения и производства, а также важным преимуществом для размещения производительных сил, и дает интеграционный эффект. Транспорт обеспечивает занятость 6,3 % среднегодовой численности всех занятых в экономике.

Страницы: 1 2

Больше по географии:

Население
Средняя плотность населения – 36,8 чел. на 1 кв. км (2001). Наиболее плотно населены районы городов Йоханнесбург, Кейптаун и Дурбан. С кон. 1990-х среднегодовой прирост населения из-за высокого уровня заболеваемости СПИДом резко снизился. В 2002 он составлял ок. 1%, в 2005 имел отрицательный показа ...

История района
Могойтуйский район - район Агинского Бурятского автономного округа, расположен в центральной части Читинской области в 189 км от областного центра и в 37 км от окружного центра. Административный центр - п. Могойтуй. Район образован 8 декабря 1942 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР. В посл ...

Экология и охрана природы
Побережье Чёрного моря и бассейн рек, впадающих в него, являются районами с высоким антропогенным воздействием, плотно заселёнными человеком ещё с античных времён. Экологическое состояние Чёрного моря в целом неблагоприятное. Среди основных факторов, нарушающих равновесие в экологической системе мо ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.geodesire.ru