Размещение населения. Проблемы урбанизации

Информация » Размещение населения. Проблемы урбанизации

Страница 1

Рассматривая такую тему как «Размещение населения», следует отметить, что из множества исторических, географических, политических и других факторов, наиболее серьёзное неоспоримое влияние на географию населения мира оказывают следующие:

1. Природный фактор,

2. Социально-экономический,

3. Общеисторический,

4. Демографический,

5. Случайный.

Далее мы будем рассматривать каждый из факторов в отдельности.

Природный (географический) фактор. По мнению современных учёных, родина людей – остров Ява. Наши пращуры были, предположительно, низкорослы и темнокожи. Они освоили внушительные пространства суши. В процессе адаптации к местным условиям люди разделились на расы. Тем не менее, несмотря на всю универсальность человека, его ареал обитания не охватывает всей поверхности Земли: Полярье и Заполярье, горы, пустыни и тропические джунгли остаются наиболее незаселёнными областями планеты. К примеру, в низменностях живёт до 56% всех землян

, 25% обитает на высоте от 200 до 500 метров, а выше 1000 метров – только 8%. Соответственно и средняя высота, на которой предпочитают селиться люди – 320 метров, а средняя высота всей суши (кроме зон, расположенных за Полярным кругом) – 725 метров. К тому же наибольшая плотность населения наблюдается в субэкваторе и субтропиках планеты.

Социально-экономический фактор. Существует зависимость в размещении по удалённости от побережья, наиболее благоприятной зоной для развития хозяйства. Выделяют зоны непосредственного прибрежного расселения(до 50 км от моря; 30% населения мира и 40% всех горожан), опосредованного(от 50 до 200 км; 25% населения Земли) и независимые зоны

(от 200 км от моря; 45% поселений). Итого до половины всех людей планеты живут менее чем в 200-х километрах от побережья Мирового океана!

Общеисторический фактор. Наступление и сход ледников, массовые миграции животных и племён (которые часто двигались вслед за ними), набеги кочевников и многочисленные войны и эпидемии не могли не оставить свой отпечаток на географию размещения человеческих поселений. Особенно в этом плане интересны Великое переселение народов

(раннее средневековье), эпоха Великих географических открытий

(интенсивное заселение Северо-востока США и широкий вывоз рабов из стран Африки).

Демографический фактор. Представляет собой математическую зависимость естественного прироста населения и миграций от плотности заселённости территории. Особенно сильно в наше время на показатель естественного прироста влияет демографическая политика

государства. Наибольшая плотность населения наблюдается в высокоиндустриальных странах Европы (в основном из-за небольшой территории), а также в некоторых странах Азии и Африки. К примеру, в Великобритании плотность населения составляет 243 чел/кв. км, а в Бангладеш доходит до 970 чел/кв. км!

Случайный фактор. Является по существу наиболее непонятным из основных факторов, влияющих на размещение людей на Земле. Полностью основан на теории вероятности и оттого не подлежит какому-либо достоверному анализу…

Из особенностей размещения населения стоит отметить соотношение «Запад – Восток»

(20 и 80% соответственно), «Север – Юг»

(90 и 10%), разницу плотности населения по частям света (Азия – 130 чел./кв. км; Европа – 105 чел./кв. км; Африка – 30 чел./кв. км; обе Америки – 20 и Австралия с Океанией – 4).

Проблемы урбанизации

С экономическим развитием современного государства тесно связаны процессы урбанизации как естественного средства уменьшения затратности хозяйства путём максимальной концентрации производства. Издавна эта функция была возложена на города. Урбанизация как таковая шла всегда, но только с новейшего времени, когда до 48%

Страницы: 1 2 3

Больше по географии:

Промышленность
Легкая промышленность - традиционная отрасль экономики Индии. Особенно выделяются хлопчатобумажная и джутовая отрасли. По выпуску хлопчатобумажных тканей Индия является одной из ведущих стран мира, а по производству изделий из джута (технических, упаковочных, мебельных тканей, ковров) занимает перв ...

Экономика
Мальта – экономически отсталое государство. Основная отрасль экономики Мальты — это туризм. Поток туристов на Мальту непрерывно растет. Мальта небогата минеральными ресурсами. Мальтийцы говорят: «У нас много только моря, солнца и камня». Хозяйство страны основано главным образом на использовании вы ...

Транспорт
За период с января по ноябрь 2007 года автомобильным транспортом улуса перевезено грузов 249,7 тысячи тонн, что составляет 111,6 % к уровню прошлого года. Грузооборот составил 20952,8 тысяч тонно-километров или 110,8% уровня прошлого года. По данному показателю наш район занял 8 место по Республике ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.geodesire.ru