Методы оценки и показатели социально-экономического развития

Страница 1

В начале 1990-х годов группой экспертов Программы развития ООН была разработана новая концепция развития человеческого потенциала. Она возникла как противовес традиционному пониманию развития как количественного роста материальных благ и услуг. В концепции во главу угла ставится не способность к производительному труду, а само развитие человека через расширение возможностей выбора благодаря росту продолжительности жизни, образования и дохода. Человеческое развитие рассматривается как цель и критерий общественного прогресса, а не средство для экономического роста. Преимущество концепции – в выделении базовых критериев социального развития (долголетие, образование, доход), пригодных для количественных сопоставлений.

Порогом высокого уровня развития человеческого потенциала является значение 0,800. В группу развитых входят уже 63 страны. C 2005 г. Россия вошла в их число с индексом 0,802 (в 2001 г. – 0,779), но занимает только 67 место (в 2001 г. – 63, в 2002 г. – 57 место), между Беларусью и Албанией. Главная причина скромного места в рейтинге – уже не столько невысокие доходы, сколько чрезвычайно низкая ожидаемая продолжительность жизни россиян. Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) состоит из трех равнозначных компонентов:

1. дохода, определяемого показателем валового внутреннего продукта (валового регионального продукта) по паритету покупательной способности (ППС) в долларах США;

2. образования, определяемого показателями грамотности (с весом в 2/3) и доли учащихся среди детей и молодежи в возрасте от 7 до 24 лет (с весом в 1/3);

3. долголетия, определяемого через продолжительность предстоящей жизни при рождении (ожидаемую продолжительность жизни).

4. для каждого из частных индексов установлены фиксированные минимальные и максимальные значения:

5. продолжительность предстоящей жизни при рождении – 25 и 85 лет;

6. грамотность взрослого населения – 0% и 100%;

7. – совокупная доля учащихся среди детей и молодежи – 0% и 100%;

8. реальный ВВП на душу населения (ППС) – 100 и 40 тыс. долл.

Итоговый индекс развития человеческого потенциала рассчитывается как среднеарифметическая сумма значений трех компонентов: индекса долголетия, индекса образования (состоящего из индекса грамотности с весом в 2/3 и индекса охвата обучением с весом 1/3) и индекса дохода. При расчете индекса дохода для субъектов РФ вводятся дополнительные процедуры:

1. – корректировка (пропорциональное увеличение) валового регионального продукта (ВРП) каждого субъекта РФ на нераспределяемую часть ВВП страны (в 2002 г. суммарный ВРП страны составил 83% ВВП);

2. – корректировка ВРП на внутрироссийские различия в ценах путем деления на коэффициент стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений, публикуемый Росстатом;

3. – пересчет в доллары США по паритету покупательной способности (ППС) для данного года (в 2006 г. – 14,24).

При расчете индекса образования уровень грамотности оценивается по данным переписи 2002 г. Охват образованием рассчитывается как отношение числа учащихся учебных заведений всех видов (школы, начальные, средние и высшие профессиональные учебные заведения) к численности населения в возрастах 7–24 года.

Таблица 1. Индекс развития человеческого потенциала субъектов Северо-Кавказского федерального округа, 2006 г.

ВВРП долл. ППС

Индекс дохода

ООПЖ

Индекс долголетия

Грамотность

Доля учащихся

в возрасте 7–24 лет

Российская Федерация

13252

00.816

666.60

00.693

999.4

773.4

Республика Северная Осетия

6377

00.694

770.74

00.762

999.1

770.4

Республика Дагестан

4556

00.637

773.35

00.806

998.4

559.4

Карачаево-Черкесская Республика

5253

00.661

770.19

00.753

998.4

664.8

Ставропольский край

5710

00.675

668.25

00.721

998.6

667.9

Кабардино-Балкарская Республика

4836

00.647

770.14

00.752

998.8

559.2

Чеченская Республика

2372

00.528

773.08

00.801

996.0

558.8

Республика Ингушетия

1644

00.467

776.02

00.850

996.2

445.7

Страницы: 1 2 3

Больше по географии:

Пресс-конференция
Семинар, проводимый в форме пресс-конференции, активизирует деятельность школьников, развивает мышление, умение рассуждать, учит пользоваться информацией периодической печати. Методика проведения Подготовка к уроку начинается за 3 недели до его проведения. Учащиеся делятся на группы, каждая из кото ...

Возможности изучения поверхностных вод в школе
На современном этапе развития образовательной сферы общества стоит сложная задача – преодолеть несоответствие между необходимостью оптимизации отношений между обществом и окружающей средой как на глабальном, так и на региональном уровнях и неподготовленностью к решению этой проблемы большинства нас ...

Внутренние воды
Гидрографическая сеть на территории Браславского района развита исключительно хорошо. Браславщину по праву называют «Краем голубых озёр». Их на Браславщине насчитывается около 300. Они занимают около 10% по площади района. Озёра составляют особенную ценность, водная гладь на территории района соста ...


Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.geodesire.ru