Во внешней политике Югославия с момента своего образования ориентировалась на Францию и вместе с Чехословакией и Румынией вступила в Малую Антанту. Напряженные отношения с фашистской Италией, не отказавшейся от давних притязаний на югославянские земли и осуществлявшей экспансию на Балканы, способствовали упрочению связей Югославии с Францией и Малой Антантой. В феврале 1934 г. как дополнение к Малой Антанте двумя участниками этого блока — Югославией и Румынией — был подписан договор с Турцией и Грецией — Балканская Антанта, направленный против итальянских экспансионистских планов на Балканах. Отношения с Италией еще больше обострились — Рим стал оказывать поддержку хорватским сепаратистам, разрешив на территории Италии действия фашистской организации усташей во главе с Анте Павеличем[12].
По отношению к Советскому Союзу Югославия занимала враждебную позицию и не пошла по пути своих союзников по Малой Антанте, признавших в 1934 г. Советское государство. Стремление французского министра иностранных дел Л. Барту создать систему коллективной безопасности с участием Советского Союза не встретило положительного отклика в Белграде.
Часть югославской буржуазии, заинтересованная в расширении торговли сельскохозяйственной продукцией и минеральным сырьем, стала требовать экономического сотрудничества с Германией. В мае 1934 г. обе стороны подписали торговый договор. Однако король Александр и большая часть правящих кругов были склонны продолжать традиционный профранцузский курс. Тогда гитлеровцы организовали в октябре 1934 г. убийство в Марселе югославского монарха и французского министра Л. Барту. Они стали жертвами террористического акта хорватских усташей, инспирированного гитлеровской Германией (операция «Тевтонский меч»), но это было установлено документально лишь в 1957 г. (в 30-е гг. ответственность за убийство возлагалась на Италию и Венгрию, на территории которых находили прибежище усташи).
Политическое и экономическое положение в 1935—1939 гг. После убийства Александра королем был провозглашен его 11-летний сын Петр, а во главе регентства поставлен дядя малолетнего монарха принц Павел. «Диктатура без диктатора», как ее тогда называли в Югославии, чувствовала себя слабой. Правительство было вынуждено освободить ряд ранее арестованных оппозиционных политиков, объявило о своем стремлении оживить экономику, уменьшить безработицу, отсрочить уплату крестьянами долгов. В мае 1935 г. состоялись выборы в Народную скупщину. Накануне Оппозиционные буржуазные партии договорились о едином списке кандидатов, но смогли согласовать общую программу. На выборах, проводившихся открытым голосованием, правительственные кандидаты завоевали 303 мандата, оппозиционные —67, Заявив о фальсификации выборов, депутаты оппозиции отказались участвовать в работе скупщины. Новым главой правительства был назначен один из крупнейших финансистов Югославии, председатель белградской фондовой биржи. Милан Стоядинович. Ему удалось привлечь на свою сторону некоторых деятелей оппозиции и образовать собственную партию — Югославский радикальный союз. Было обещано ввести демократические законы, «самоуправление широких размеров», разрешить «хорватский вопрос».
Не сумев добиться соглашения с ХКП, Стоядинович решил опереться на клерикальные круги и ослабить влияние этой партии в Хорватии. Летом 1935 г. он заключил конкордат с Ватиканом, по которому католическая церковь в Югославии получила значительные привилегии. Это вызвало конфликт с православной церковью, не желавшей уступить своих прежних позиций. Стоядинович и все православные министры его кабинета были отлучены от церкви. Конфликт с церковью привел к оживлению буржуазной оппозиции, требовавшей восстановления парламентарного правления[13].
КПЮ, оценив правительство Стоядиновича как «диктатуру великосербской буржуазии и монархии», призывала к борьбе за его свержение и объединению всех оппозиционных сил во Фронт народной свободы. Осуществляя курс на создание Народного фронта, провозглашенный VII конгрессом Коминтерна, КПЮ пересмотрела свою позицию по ряду важных вопросов. Она стала допускать возможность решения национальной проблемы в рамках единого югославского государства. Придерживаясь своей принципиальной точки зрения о праве наций на самоопределение вплоть до отделения, КПЮ заявила, что это право не должно означать безусловного отделения, и выдвинула лозунг создания демократической федеративной республики.
Больше по географии:
Лесные ресурсы
Леса на территории республики размещены неравномерно. Лесистость варьирует от 10% в лесостепи до 95% в горной тайге, составляя в целом по республике 62%. Все леса относятся к категории горных, с преобладанием хвойных пород. По состоянию учета лесного фонда на 01.01.95 г. общая площадь земель лесног ...
ФРГ – высокоразвитая страна мира
По объему ВВП, промышленного производства по уровню экономического она занимает третье-пятое место в мире. Ее доля в мировом ВВП в 1989 г. находилась на уровне 1979 г. – 5,8%. При 80 млн. человек населения ФРГ сосредотачивает 21% ВВП и 27% промышленной мощи ремонта. Возвышение ФРГ после второй миро ...
Разнообразие внутренних вод
Реки. Россия — страна великих речных систем. Значение ее рек в развитии хозяйства и природы исключительно велико и многосторонне. Реки нашей страны относятся к бассейнам трех океанов и внутренней бессточной области. Сами океанические бассейны практически не влияют на характер впадающих в них рек. Р ...