Одним из способов организации активной ученой деятельности являются семинарские занятия, применяемые в старших классах средней школы. Они позволяют значительно расширить рамки самостоятельной учащихся, сделать ее боле эффективной и творческой.
Семинар – особая форма групповых занятий по какому-либо предмету или теме при активной участии слушателей.
Семинары характеризуются следующим образом:
a.углубленным изучением учащимися определенной литературы,
b. письменной или устной подготовкой сообщения по данной теме,
c. участием в коллективном разборе и обсуждении поставленных вопросов.
При выборе тематики занятий важно иметь в виду ряд методологических условий:
1. Правильно определить место семинара в системе уроков.
2. Учитывать характер географического материала, предлагаемого для самостоятельного изучения. Он должен решать наиболее важные образовательно-воспитательные задачи, способствующие формированию:
a. теоретических знаний: понятий, причинно-следственных связей на основе обобщения фактов,
b. мировоззренческих идей, особенно социально-экономического характера,
c. специфических географических и интеллектуальных навыков, умений решать проблемы.
3. Иметь возможность обеспечить литературой всех учащихся. Присутствующих на занятиях,
4. Заранее в младших и средних классах сформировать у учащихся умения и навыки самостоятельной работы с географической литературой, периодической печатью
5. Сочетать семинары с другими формами занятий.
Семинарские занятия позволяют расширить рамки самостоятельной работы учащихся, сделать ее наиболее эффективной. На семинарских занятиях основная информация исходит от самих учащихся. Готовясь к занятиям, они самостоятельно добывают важные сведения, оформляют результаты поисковой деятельности и все это доводят до сведения товарищей а форме сообщений и выступлений. Таким образом, семинары отличаются от других форм обучения географии более высоким уровнем самостоятельной работы учащихся с источниками географических знаний. Готовясь к занятию, участвуя в обсуждении поставленных вопросов, слушатели активно овладевают знаниями, формируют элементы диалектического мышления, умения и навыки умственного труда.
Семинар начинается вступительным словом учителя, в котором кратко освещаются основные цеди, тема, узловые пункты ее содержания.
Затем идет обсуждение поставленных вопросов. Роль руководителя состоит в том, чтобы не допускать отклонения от основных задач, акцентировать внимание на главном в обсуждаемых материалах. Учитель выдвигает проблемные вопросы, привлекает к дискуссии большее число участников.
По завершении обсуждения каждого вопроса и в конце занятия учитель так организует итоговые беседы, чтобы подвести школьников к правильным выводам, которые записываются в тетради. В заключении учитель дает оценку семинара, активности учеников, ставит вопросы для дальнейшего обдумывания, при необходимости рекомендует литературу по некоторым вновь возникшим проблемам.
Больше по географии:
Экономико-географическое положение
Экономико-географическое положение Индии благоприятствует развитию хозяйства. В первую очередь это относится к положению страны на морских торговых путях из Средиземного моря в Индийский океан, на полпути между Ближним и Дальним Востоком. Сухопутная граница в 2,5 раза длиннее морской, но большей ча ...
Развитие транспортного комплекса
Среди развивающихся стран Индия выделяется сравнительно развитой транспортной сетью. Многие дороги были построены ещё при колониальном режиме. Во внутренних перевозках главную роль играют железные дороги
, протяженность которых свыше 60 тыс. км. На железные дороги приходится 55% наземных грузовых п ...
Лесные ресурсы
В Гималаях отчетливо проявляется вертикальная поясность растительного покрова. В результате длительного воздействия человека растительность Индии сильно изменилась. Некогда покрытая густыми лесами, Индия сейчас — один из наименее облесенных районов мира. Леса составляют всего 2% от мировой площади ...