Понятие семинара

Одним из способов организации активной ученой деятельности являются семинарские занятия, применяемые в старших классах средней школы. Они позволяют значительно расширить рамки самостоятельной учащихся, сделать ее боле эффективной и творческой.

Семинар – особая форма групповых занятий по какому-либо предмету или теме при активной участии слушателей.

Семинары характеризуются следующим образом:

a.углубленным изучением учащимися определенной литературы,

b. письменной или устной подготовкой сообщения по данной теме,

c. участием в коллективном разборе и обсуждении поставленных вопросов.

При выборе тематики занятий важно иметь в виду ряд методологических условий:

1. Правильно определить место семинара в системе уроков.

2. Учитывать характер географического материала, предлагаемого для самостоятельного изучения. Он должен решать наиболее важные образовательно-воспитательные задачи, способствующие формированию:

a. теоретических знаний: понятий, причинно-следственных связей на основе обобщения фактов,

b. мировоззренческих идей, особенно социально-экономического характера,

c. специфических географических и интеллектуальных навыков, умений решать проблемы.

3. Иметь возможность обеспечить литературой всех учащихся. Присутствующих на занятиях,

4. Заранее в младших и средних классах сформировать у учащихся умения и навыки самостоятельной работы с географической литературой, периодической печатью

5. Сочетать семинары с другими формами занятий.

Семинарские занятия позволяют расширить рамки самостоятельной работы учащихся, сделать ее наиболее эффективной. На семинарских занятиях основная информация исходит от самих учащихся. Готовясь к занятиям, они самостоятельно добывают важные сведения, оформляют результаты поисковой деятельности и все это доводят до сведения товарищей а форме сообщений и выступлений. Таким образом, семинары отличаются от других форм обучения географии более высоким уровнем самостоятельной работы учащихся с источниками географических знаний. Готовясь к занятию, участвуя в обсуждении поставленных вопросов, слушатели активно овладевают знаниями, формируют элементы диалектического мышления, умения и навыки умственного труда.

Семинар начинается вступительным словом учителя, в котором кратко освещаются основные цеди, тема, узловые пункты ее содержания.

Затем идет обсуждение поставленных вопросов. Роль руководителя состоит в том, чтобы не допускать отклонения от основных задач, акцентировать внимание на главном в обсуждаемых материалах. Учитель выдвигает проблемные вопросы, привлекает к дискуссии большее число участников.

По завершении обсуждения каждого вопроса и в конце занятия учитель так организует итоговые беседы, чтобы подвести школьников к правильным выводам, которые записываются в тетради. В заключении учитель дает оценку семинара, активности учеников, ставит вопросы для дальнейшего обдумывания, при необходимости рекомендует литературу по некоторым вновь возникшим проблемам.

Больше по географии:

Металлургическая промышленность
В условиях становления и развития рыночных отношений Правительством РФ разработана концепция акционирования и приватизации предприятий металлургической промышленности, причём основной упор сделан на развитие добывающей и обрабатывающей промышленности благородных металлов (золото, серебро, платина и ...

Организация первой русской антарктической экспедиции
Географы прошлого считали, что для сохранения положения равновесия земного шара материковое пространство в северном и южном полушарие должно быть примерно одинаковым они утверждали, что в районе Южного полюса находятся материки, доходящие до экватора. Очертание этого материка – «Terra australies in ...

Сельское хозяйство
Индия - страна древней земледельческой культуры, и ее сельское хозяйство имеет ярко выраженную растениеводческую направленность. Растениеводство - преимущественно трудоинтенсивное - дает более 4/5 всей стоимости сельскохозяйственной продукции, причем примерно такая же часть всей посевной площади за ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.geodesire.ru