Количественная и качественная оценки процесса внутренней миграции

Информация » Оценка процесса внутренней миграции России » Количественная и качественная оценки процесса внутренней миграции

Страница 2

Этот показатель может быть рассчитан для страны в целом или отдельных регионов, для различных социальных, этнических и половозрастных групп населения, для городского и сельского населения.

Также к количественным показателям относятся структурные показатели. Структурные показатели, в свою очередь, бывают абсолютными и относительными. Они исчисляются для разных структурных элементов миграционного потока отдельно: для мужчин и женщин, для лиц различного возраста, образования, национальности, социального статуса и т.д. Обычно мужчины мигрируют чаще женщин (у них выше значения показателей интенсивности миграции), лица молодых возрастов участвуют в территориальных перемещениях в большей мере, чем дети и пожилые.

Структурные и межрайонные абсолютные показатели основываются на тех же числах миграционного оборота, прибытия, убытия, миграционного сальдо или убывающих мужчин и женщин, лиц разных возрастов, национальностей и тому подобное, или по конкретным парам регионов.

В качестве самых общих показателей потенциальной миграции могут быть использованы доли потенциальных мигрантов (лиц принявших, но еще не реализовавших решение об отъезде из данного населенного пункта) и соответствующих стабильных контингентов в составе как всей совокупности населения, так и составляющих ее социально-демографических групп (по полу, возрасту, национальности, профессии, образованию, семейному статусу, месту рождения и так далее).

Возможности широкого использования показателей структурных миграционных установок ограничены как вследствие локального характера соответствующей информации, так и неидентичности используемых для ее получения исследовательских методик. По этой причине уровень потенциальной миграционной подвижности населения разных территорий чаще оценивается по результатам реализации миграционных установок.

Наиболее точный показатель уровня миграционной подвижности – количество переселений за весь прожитый период жизни у лиц определенной социально-демографической группы или населения в целом.

Показатели межрайонной миграции характеризуют объем, результаты и интенсивность миграционного обмена, совершающегося между двумя районами, из которых один – район выхода, другой – район вселения. Первичными из всей системы межрайонных показателей являются числа прибывших и выбывших для каждой пары районов.

Географическое изучение миграций включает анализ миграционных потоков (их масштабы, интенсивность, направления), половозрастной, социальной и этнической структуры мигрантов, побудительных причин и социально-экономических следствий перемещения населения по территории. Особого внимания заслуживает исследование миграционной подвижности рабочей силы (международный и внутригосударственный аспекты), поскольку она оказывает наибольшее влияние на развитие современного общества.

Исходной информационной базой для расчетов и анализа служат данные переписей населения, официальные статистические материалы текущего учета движения населения, публикуемые Государственным комитетом Российской Федерации по статистике, а также статистика Международной организации труда (МОТ), другие источники.

Страницы: 1 2 

Больше по географии:

Отраслевая структура
По объёму произведенной промышленной продукции область занимает 1 место в России. Основной отраслью специализации является топливная промышленность, на долю которой приходится 86,4 % объёма промышленного производства области. Значительная часть нефти (64 %) и газа (91 %) страны добывается в Тюменск ...

Европоцентризм мирового хозяйства
Попытаемся объяснить, почему именно в Западной Европе сложилась культурная среда, включающая духовные воззрения, социальные структуры, политические движения, правовые нормы и ценностные установки, которые открыли простор для промышленной революции, технического прогресса, для образования мировой си ...

Транспорт
Новое транспортное строительство ведется с учетом интересов развития туризма, освоения новых территорий и укрепления межрайонных связей. Аэропорты: всего — 225, в том числе: с твёрдым покрытием — 15; без твёрдого покрытия — 210. Водный транспорт. Достаточно велика роль водного транспорта - паромы р ...


Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.geodesire.ru