Особенности реформирования и регулирования АПК РФ

Страница 1

Агропромышленный комплекс России переживает кризис, обусловленный накопленными проблемами в этом секторе экономики, общим социально-экономическим кризисом в стране, ошибками в аграрной политике, а также специфическими отраслевыми проблемами, которые усугубляют положение.

Анализ причин аграрного кризиса позволяет сделать вывод о том, что только на основе преобразования форм собственности невозможно обеспечить динамичное развитие агропромышленного производства. Обязательными условиями выхода из кризиса являются:

1. восстановление управляемости агропромышленным комплексом как единым организационно-правовым объектом, повышение роли Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ как организатора и координатора многих функций АПК;

2. рациональное сочетание крупных, средних и мелких хозяйств и предприятий различных форм собственности, а также поддержание эффективного разделения производства между этими формами хозяйствования;

3. обеспечение и поддержание ценового паритета в АПК между сельским хозяйством и промышленностью;

4. достаточный для поддержки аграрного сектора и использования достижений научно-технического прогресса уровень инвестиций;

5. развитие кооперативных форм и связей;

6. эволюционный характер реформирования, особенно крупных коллективных хозяйств;

7. гибкое сочетание рыночных принципов с государственным воздействием на их реализацию и социальную направленность;

8. преодоление движения к монополизму со стороны партнеров сельского хозяйства по АПК и коммерческих структур;

9. система мер по защите отечественного товаропроизводителя.

Одна из важнейших стратегических целей аграрной и экономической реформы в целом заключалась в замене административно-распорядительных методов хозяйствования преимущественно экономическими, основанными на законах рынка. Эта цель отвечала потребностям развития экономики, являлась неизбежной с точки зрения исторической перспективы. Соответственно это предполагало изменение роли государства, сокращение масштабов государственной собственности, формирование системы, при которой заинтересованным и ответственным субъектом экономики становится непосредственный производитель. Не менее значимой стратегической целью аграрного реформирования, непосредственно связанной с рассмотренной, было создание многоукладной экономики, необходимой для развития рыночных отношений в аграрной сфере.

Среди позитивных результатов преобразований в первую очередь следует отметить создание сектора крестьянских хозяйств, расширение землепользования граждан (владельцев личных подсобных хозяйств, садово-огородных участков и т. д.). Воссоздание крестьянского уклада явилось, безусловно, положительным процессом, как и расширение прав крестьян в области землевладения и землепользования. Позитивным было и расширение спектра форм хозяйствования—возникновение в структуре аграрного сектора наряду с крестьянскими хозяйствами товариществ с ограниченной ответственностью, новых типов кооперативов, ассоциаций крестьянских хозяйств и т. д. Развивается сельское предпринимательство.

В сельском хозяйстве проведена земельная реформа и реорганизация сельхозпредприятий. Паевой раздел земли и имущества обеспечил ликвидацию государственной монополии на землю, превращение сельхозпредприятий в юридически независимые от государства хозяйствующие субъекты.

Страницы: 1 2 3

Больше по географии:

Трехъярусная пространственная структура мирового хозяйства
Бродель сформулировал одно из правил существования мира-экономики: «В центре мира-экономики находится город» [Бродель, 1992,с. 21]. Другими словами, мир-экономика иерархична. Она всегда вращается вокруг центра, определяющего основные тенденции деловой активности мира-экономики в целом. На рис. 3, п ...

Историко-географический фактор
Процесс вхождения народов Северного Кавказа в состав России и последующего распространения на него ее военно-административной власти был длительным и прошел несколько стадий. С середины XVI в. и примерно до 70-х годов XVIII в. совершалось добровольное принятие подданства России рядом народов и влад ...

Крах системы образования
Госсекретарь Министерства образования и науки Марек Грушкевич говорит о том, что в ближайшем будущем работу могут потерять до 10 000 учителей. В свою очередь, министр образования и науки Татьяна Коке утверждает, что с 1 сентября 2009 года работу потеряют до 4000 учителей, а латвийские школы будут п ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.geodesire.ru