Урок-семинар дискуссия

Страница 1

Тема: проблемы и перспективы развития ФРГ после объединения.

Цель: познакомиться с наиболее свежей информацией о стране, о ее проблемах и перспективах развития хозяйства. Закрепить умение излагать свои мысли, уважать точку зрения товарищей, умение строить и уважительно относиться к своим оппонентам.

Дискуссия включает в себя три существенных взаимосвязанных компонента: познавательный, операционно-коммуникативный, эмоционально-оценочный. В познавательный компонент входят знания о предмете спора и возникшая проблемная ситуация. Операционно-коммуникативный включает умение вести спор, отстаивать свою точку зрения, владеть способами осуществлять логические операции. Эмоционально-оценочный компонент включает эмоциональные переживания, потребности. Ценности, отношения, мотивы, оценки. Применение метода дискуссии можно рекомендовать в том случае, если учащиеся обладают значительной самостоятельностью в приобретении знаний, формулировании проблем, умением общаться друг с другом.

Дискуссии должны органично входить в учебный процесс по географии и методами обучения. Выделяют несколько разновидностей дискуссий. Первый – спонтанная дискуссия, возникающая в ходе общего решения проблемы всеми учащимися класса.

Вторая – заранее запланированная дискуссия. Для них характерны предварительное ознакомление школьников с предметом спора, изучение дополнительной литературы, учащиеся обладают достаточными знаниями для решения спорных проблем.

В дискуссиях задействованы различные компоненты содержания географического образования: знания, умения и навыки, опыт творческой и эмоционально-ценностной деятельности. Обращение к общечеловеческим ценностям в географии значительно повышает роль дискуссий, связанных с разрешением нравственных, ценностно-этических проблем.

Подготовка к дискуссии предполагает ознакомление учащихся с дополнительной литературой. Список необходимой литературы учащиеся получают заранее.

Для более глубокого овладения содержания прочитанного, определения собственной точки зрения можно предложить учащимся памятку «Как изучать дополнительную литературу при подготовке к дискуссии»:

a. прочти предложенные учителем страницы книги,

b. определи свою позицию по спорному вопросу,

c. сопоставь собственную оценку, сложившуюся в ходе чтения, с точкой зрения автора,

d. если изучаешь несколько статей или книг, то сопоставь различные оценки авторов по одному и тому же вопросу,

e. подумай, какую позицию и как ты будешь отстаивать.

Во вступлении к дискуссии необходимо обосновать выбор темы или вопроса, уточнить условия дискуссии, указать узловые моменты обсуждаемой проблемы, создать необходимый настрой.

Различают дискуссии и по количеству участников. Есть дискуссии, когда в них участвует только два ученика. Такие дискуссии называют дискуссией-диалогом. Существуют групповые дискуссии, когда вопросы решают в процессе групповой работы, а также массовые дискуссии, когда в споре принимают участие все учащиеся в классе.

При организации дискуссий необходимо обращаться к тем вопросам, которые волнуют учащихся, лично значимых для них. Нередко дискуссия, успешно проведенная в прошлом году, в этом году учащихся уже не интересует.

Главные требования к проведению дискуссии:

1. Проблема обсуждения в ходе дискуссии должна соответствовать возрасту учащихся.

2. Учащимся необходимо владеть темой дискуссии, которая должна опираться на имеющиеся у них знания, умения, опыт творческой и эмоционально-ценностной деятельности.

3. Дискуссия должна развиваться по главным вопросам, нести в себе существенные противоречия. Дискуссия – спор по существу, в котором важны ценности, полученные учащимися в ходе него.

Важный элемент дискуссии – непосредственно спор. Часто бывает так, что вследствие авторитарности преподавателя спора не возникает. Проявляется это в формулировке вопросов, таких, как: вы сказали глупость, откуда у вас такие взгляды? и т.п. Авторитарный стиль преподавателя не располагает к откровенности, высказыванию своих взглядов.

Ведущий дискуссии, чаще всего учитель, может использовать такие приемы активизации ее участников, как сделать акцент на противоположных точках зрения, вести спор в нужном направлении.

Необходимо размышлять с учениками, помогая при этом им формулировать свои мысли и развивая сотрудничество между учителем и учащимися. Все это способствует гуманизации учебного процесса.

Примерные вопросы для обсуждения во время дискуссии:

1. Какие проблемы в ФРГ встают наиболее остро на сегодняшний день? Обоснуй свой ответ.

2. Раскрой сущность этих проблем.

3. Покажите, какие проблемы для бывшей ГДР наиболее близки нам? Почему вы так думаете?

4. Как изменилось положение в ФРГ после ФРГ?

Характер контроля:

Оцениваются устные ответы учащихся и выступления. В конце урока предполагается заполнить ЛОК-пустографку

В сельском хозяйстве:

низкий уровень развития сельского хозяйства в Восточной Германии, низкое качество сельскохозяйственной продукции из новых земель в результате повышения содержания вредных и тяжелых веществ (экологически грязная)

1. Привлечение средств западных инвесторов в экономику Восточной Германии.

2. Дополнительные инвестиции за счет приватизации и работы Попечительского ведомства для подъема уровня промышленности и сельского хозяйства в новых землях.

3. Стабилизировать положение на рынке труда за счет привлечения государством дополнительных средств.

Страницы: 1 2

Больше по географии:


Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.geodesire.ru