Историко-географическая характеристика

Информация » Социально-экономическое положение Барнаула » Историко-географическая характеристика

Барнаул – административная столица Алтайского края с 1937 года, один из крупнейших городов Западной Сибири.

Официальным годом основания города Барнаула считается 1730 год. На протяжении своего более чем 270-летнего существования город исполнял административные функции, что позволило ему стать не только промышленным, но и культурным, научно-образовательным центром всей Западной Сибири.

Экономическое развитие Барнаула происходило поэтапно. На первом этапе в течение XVIII века и до средины XIX века город развивался как центр горно-заводской промышленности на Алтае, имевший самый крупный сереброплавильный завод России. С середины XIX века город постепенно утрачивает значение горно-промышленного центра. В 1893 году Барнаульский сереброплавильный завод, просуществовавший около полутора столетий, был закрыт.

На втором этапе развития в конце XIX века в городе активно развивается промышленность: мукомольная, мыловаренная, пивоваренная, маслобойная, винно-водочная, кожевенная, овчинно-меховая, пимокатная, а также маслоделие. Вслед за промышленностью возрастает торгово-деловая активность. Уже к началу XX в. Барнаул превратился в крупный торговый центр. Большого объема достиг вывоз пшеницы и масла в другие районы Сибири, в европейскую часть России и за рубеж (Англия, Дания). Важными этапами для дальнейшего экономического развития Барнаула стали открытие сообщения в 1915 году по железной дороге Новониколаевск (Новосибирск) – Барнаул, улучшившего транспортные связи города с европейской частью России, и строительство железнодорожного моста через р.Обь.

Третий этап относится к середине 30-х годов, периоду индустриализации, когда происходило наращивание промышленного потенциала города (построен первый крупный завод – меланжевый комбинат, ТЭЦ, более мелкие фабрики и заводы), развитие коммунального хозяйства (строительство водопроводов, мощеных дорог, пуск автобусных линий), появились первые высшие учебные заведения (рабочий факультет Томского университета, учительский институт, институт усовершенствования учителей).

С Великой Отечественной войной связан четвертый этап развития города – этап формирования мощного оборонно-промышленного комплекса, когда в начальный период войны из европейской части страны были эвакуированы крупнейшие предприятия ("Трансмаш", "Радиозавод", "Завод механических прессов"). В послевоенные годы Барнаул бурно развивался. Росло население, в основном за счет притока жителей из сельской местности. Так, за 20 лет, с 1956 по 1975 год, численность населения увеличилась более чем в два раза, составив 552 тыс.человек. Были построены десятки крупных заводов: машиностроительных ("Моторный завод", "Ротор"), химических ("Химволокно", "Шинный"), текстильный "ХБК", две ТЭЦ, предприятия пищевой промышленности, стройиндустрии. Данные предприятия сформировали производственную базу города. В это же время было создано коммунальное хозяйство: проложены сотни километров водопроводной, теплофикационной и канализационной сетей, построены два водозабора из Оби и несколько водозаборов из подземных вод. Проведено асфальтирование улиц, сданы в эксплуатацию линии автобусного, трамвайного и троллейбусного движения. Открыты высшие и средние специальные учебные заведения, создан телецентр, построены дворцы культуры, кинотеатры, поликлиники, больницы и большое количество жилых домов.

В настоящее время территория города включает 5 административных районов: Железнодорожный, Индустриальный, Ленинский, Октябрьский, Центральный. На территории города находятся 23 населенных пункта, не являющихся муниципальными образованиями: села Власиха, Гоньба, Лебяжье, поселки Лесной, Новомихайловка, Пригородный, Березовка, Землянуха, Казенная Заимка, Центральный, Бельмесево, Конюхи, Мохнатушка, Черницк, Ягодное, Борзовая Заимка, Плодопитомник, Садоводов, станции Власиха, Ползуново, Железнодорожная казарма 242 км, Железнодорожная казарма 250 км, Железнодорожная казарма 253 км.

Больше по географии:

Сельское хозяйство
ЮАР – самая развитая в экономическом отношении страна африканского континента. По мировым стандартам принадлежит к группе государств со средним уровнем дохода (ВВП на душу населения составляет 11,9 тыс. долл. США – 2005). Является современным высокоразвитым сектором экономики ЮАР. Доля аграрного се ...

Транспортная система
Метро 27 февраля 2008 года, в Санто-Доминго было проведено официальное открытие первой линии метро. Метро пока что состоит из одной линии, которая начинается на пересечении av. W. Churchill и av. Independencia и заканчивается на av. Hermanas Mirabal. Метро в Санто-Доминго Доминикана, Санто-Доминго. ...

Основные проблемы социально-экономического развития г.Барнаула
Оценка современного состояния экономики и социальной сферы города, проведенная на основе трехлетней динамики основных показателей социально-экономического развития, выводы SWOT-анализа, анкетирование различных групп населения г.Барнаула позволили выделить и ранжировать основные проблемы, сдерживающ ...


Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.geodesire.ru