Проблемы и перспективы социально-экономического развития региона

Информация » Особенности социально-экономического развития стран Балтии » Проблемы и перспективы социально-экономического развития региона

Страница 1

Одним из результатов политического и экономического реструктурирования в странах Балтии в течение 1990-ых, была интенсификация социальной стратификации. В настоящее время литовское общество глубоко дифференцировано по уровням доходов, разрыв достигает 12—14 раз. Даже по официальным оценкам, на грани нищеты находится 18% населения. Риск бедности в Латвии заметно выше, чем в среднем в Европейском Союзе, об этом свидетельствуют данные проведенного в 2005 году исследования: 19% домохозяйств в Латвии находятся на грани нищеты, то есть каждая пятая семья в Латвии за чертой бедности. По исследованиям Всемирного банка, в настоящее время за чертой бедности проживает 9% населения Эстонии. [24]

Всемирный банк сравнил уровень жизни в сегодняшней Латвийской Республике и в Латвийской Советской Социалистической Республике первой половины 1980-х. Выяснилось, что за последние 25 лет по объему экономики Латвия на фоне 130 стран мира опустилась на 9 позиций. В 1980—1984 годах среди 130 стран мира ЛССР по объему экономики занимала 75-е место, а к 2001—2005 годам скатилась на 8 позиций вниз — до 83-го места. При этом соседние Литва и Эстония за четверть века практически не утратили позиций в мировой экономической табели о рангах. Таким образом, данные, приведенные Всемирным банком по Эстонии и особенно Литве, ясно демонстрируют, что в соседних странах трансформация от советской к рыночной экономике прошла значительно успешнее, нежели в Латвии. В настоящее время латвийская экономика развивается достаточно бурно в 2006 году ВВП Латвии вырос на 11,9%, свидетельствуют данные Центрального статистического управления. Наибольшее влияние на рост оказали торговля и коммерческие услуги. Торговля, на которую приходится 20,9% в структуре ВВП Латвии, за год выросла на 17,4%, коммерческие услуги — на 17,6%, транспорт и связь — на 9,3%, обрабатывающая промышленность — на 6,2%, строительство — на 13,6%. [24]

Согласно уровню Европейского рейтинга конкурентоспособности (ЕРК), который составляется британской исследовательской организацией Robert Huggins Associates, Латвия занимает последнее место среди 25 стран ЕС. Она является 113-й среди из 118 регионов Евросоюза. Как на фоне ЕС, так и на фоне евроновичков, Латвия выглядит государством с очень низкой конкурентоспособностью. По этому параметру страна, в 4,6 раза отстает от Брюсселя (1-е место) и ровно в 4 раза от Праги (7-е), и даже уступает соседним Эстонии (109-е) и Литве (110-е). Экономические преобразования, проводимые в Прибалтийских государствах, вызвали существенные изменения социально-экономического положения ее населения, прежде всего рост безработицы. На 1 января 2000 г. уровень занятости в Эстонии составил 55,1%, уровень безработицы 13,7%. В Литве безработица достигла 11,3%, в Латвии-8,5%. [24]

В настоящее время остро встала проблема пополнения кадров с высшим образованием и реформирования науки. Процесс сокращения численности ученых, проходящий в странах Балтии в последние 10 лет, в меньшей степени затронул Литву, где она уменьшилась на 30% (в Латвии — на 70, в Эстонии — на 50%). В эстонском правительстве есть точка зрения о том, что маленькая страна не должна иметь свою Академию наук, вкладывать средства в организацию научных исследований. Для более активного привлечения молодежи в науку все наиболее крупные академические институты переданы соответствующим высшим учебным заведениям. Так, Таллинский технический университет присоединил три академических института. Научные исследования на 70% финансирует государство, остальные средства поступают из коммерческих структур, международных грантов, различных фондов. Проблема школьного образования связана с принятием закона об основной школе и гимназии и о переходе с 2007 г. на эстонский язык обучения. Британская исследовательская организация Robert Huggins Associates сообщает, что Латвия занимает последнее место в ЕС по объемам финансирования высшего и профессионального образования. Одновременно с самым низким финансированием латвийское высшее и профессиональное образование выделяется феноменально высокими показателями по числу принятых в учебные заведения студентов. Впрочем, это характерно для многих стран-евроновичков, и в Robert Huggins Associates замечают: сочетание данных факторов говорит о том, что качество образования в этих странах пока не отвечает западноевропейским стандартам. [24]

Можно отметить наличие структурной безработицы, выражающейся в нехватке высококвалифицированной рабочей силы. Все годы после провозглашения независимости в странах последовательно проводится курс на ассимиляцию русскоязычного населения, идет процесс вытеснения русского языка как языка межнационального общения и ликвидации образования на русском языке. Что в конце концов вызвало отток квалифицированной рабочей силы, ощутимее всего этот процесс затронул Эстонию. Повышенное внимание общественности и политиков к трудовым ресурсам понятно. Экономика Эстонии на подъеме, при этом, после вступления в ЕС и открытия границ в стране произошел большой отток квалифицированных специалистов в "старые" страны Евросоюза. И официальная безработица снизилась до уровня примерно 1,7%, что на деле позволяет говорить об ее отсутствии. Ко всему этому необходимо добавить программу России по поддержке добровольного переселения соотечественников. И как бы эстонские политики не говорили о том, что данная программа не окажет никакого влияния на Эстонию, страх все-таки присутствует. При этом все государственные и частные лица, ратующие за приток трудовых ресурсов в страну, забывают или не хотят публично вспоминать проблеме эстонского языка.

Страницы: 1 2

Больше по географии:

Образование
В учебных заведениях общего образования обучается почти 18 млн школьников. Свыше 600 тыс. человек охвачены системой курсов Движения по ликвидации неграмотности. На каждого экономически активного жителя страны пришлось 46 часов краткосрочного образования. Количество учащихся по профессионально-техни ...

Предмет топонимии
Каждый предмет окружающей нас действительности имеет свое имя или название. Названиями являются большинство слов в языке. Словами именуются вещи (книга, стол, стул, телевизор), существа (птица, человек, волк), отвлеченные понятия (чудо, отдых, красота, радость), качества и свойства (хороший, большо ...

Озера
На территории России находится свыше 2 млн озер. В основном это небольшие озера с площадью водной поверхности менее 1 км2. Крупных озер мало. Два озера России — Байкал и Ладожское — входят в число 18 крупнейших озер мира (площадь каждого из них более 10 000 км2), близко к ним Онежское озеро (таблиц ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.geodesire.ru