Попытаемся объяснить, почему именно в Западной Европе сложилась культурная среда, включающая духовные воззрения, социальные структуры, политические движения, правовые нормы и ценностные установки, которые открыли простор для промышленной революции, технического прогресса, для образования мировой системы хозяйства.
Существует несколько объяснений. Остановимся лишь на некоторых. Так, Тойнби сводит объяснение к технической революции, «благодаря которой Запад составил свое состояние, одержал верх над всеми остальными цивилизациями и объединил их в единое сообщество всемирного характера в буквальном смысле этих слов. Революционное изобретение Запада — это использование Океана вместо Степи в качестве основного средства всемирной коммуникации. Передвижение по Океану позволило Западу объединить весь обитаемый мир» [Тойнби, 1995, с. 56].
Китай же в отличие от Европы проводил политику самоизоляции, а когда в 1421 г. Мины сменили столицу, покинув Нанкин, открытый благодаря Синей — реке для морского судоходства, чтобы обосноваться в Пекине, громадный Китай, массивный мир-экономика отвернулся от определенной экономики и деятельности, связанной с удобствами сообщения по морю [Бродель, 1992, с. 24].
Культурологическое объяснение европоцентризма дал немецкий социолог Вебер, тщательно изучивший как западные, так и восточные цивилизации. Важнейшей причиной окончательного возвышения Европы он считал протестантскую этику, краткая формула которой «Laborare es orare» («трудиться — значит молиться»). Протестантизм привил западноевропейскому населению трудолюбие, инициативность и рационализм. Активное начало в человеке, основанное на частной собственности, и рациональная организация свободного труда, по Веберу, — основа европоцентризма в мировом хозяйстве. Показательно, что когда в конце XVII в. из Франции окончательно изгнали протестантов (гугенотов) — экономический цвет нации, страна стала все сильнее отставать в экономическом развитии от Нидерланд и Британии.
Вполне можно согласиться с веберовской теорией, однако корни возвышения Европы гораздо глубже. Европейская модель развития имела потенциал, по меньшей мере, в античности. Прообразом рыночного хозяйства явилась система, основанная на прикрепление непосредственных производителей к земле. Частная собственность на землю не подавлялась. Вне Европы не было ни колоната, ни протестантской этики.
Больше по географии:
Транспорт
До 1949 года транспортное сообщение в Китае было очень слабо развито. Около 60% грузовых перевозок осуществлялось тягловым скотом, на джонках при помощи рикши. Первая железная дорога длиной в 10 км была построена в 1881 году в провинции Хэбэй, в настоящее время Китай занимает пятое место в мире по ...
История исследования Африки
Начальныйэ тап исследования Африки (2-е тыс. до н.э. — до 6 в.). Начало изучения Африки относится к глубокой древности. Древние египтяне осваивали северную часть континента, продвигаясь вдоль побережья от устья Нила до залива Сидра, проникали в Аравийскую, Ливийскую и Нубийскую пустыни. Около 6 в. ...
Основные этапы формирования природы Африки
Почти вся Африка, за исключением ее северо-западной и южной горных окраин, представляет собой единую литосферную плиту, входившую в состав Гондваны и являющуюся ее наиболее крупным стабильным и древним участком. В триасе единый «праматерик» Пангея начал разделяться на две части: Северную — Лавразию ...