Существенные изменения в сети городов России произошли в конце XVIII в. в связи с административной реформой Екатерины II. Вся территория России была разделена на губернии, а губернии - на уезды. Центром каждого уезда должен был стать город - административный центр. Для каждого города был утвержден регулярный план, примером для которого был план Санкт-Петербурга. Сеть таких городов относительно равномерно должна была покрыть территорию страны. Впоследствии крупными центрами из них стали Череповец, Рыбинск, Челябинск и др., но за счет развития промышленных, а не административных функций. Новые города были образованы также на вновь осваиваемых территориях юга Сибири (Омск, Барнаул и др.) и Предкавказья (Екатеринодар, Ставрополь и др.). Последняя тенденция продолжилась и в XIX в., когда были основаны новые города на юге Дальнего Востока (Хабаровск, Владивосток и др.) и на Кавказе (Владикавказ, Грозный и др.). В старо освоенных районах городами стали некоторые промышленные села (Павловский Посад, Иваново).
Одним из последних в XIX в. (статус города получил уже в 1903 г.) в месте пересечения реки Обь Транссибирской железнодорожной магистралью появился Новониколаевск (Новосибирск). Выгодное положение в узле транспортных путей способствовало бурному развитию этого города, который сегодня является самым крупным в азиатской части России. Благодаря строительству Транссибирской магистрали появляются или ускоренно развиваются также многие другие города на юге азиатской части (Красноярск, Хабаровск и др.). Тогда как развитие центров, бывших до этого главными в своих районах, но оказавшихся в стороне от новой магистрали, замедляется или прекращается (Тобольск, Томск, Благовещенск и др.). Окончательно исчезают к началу XX в. также многие старые русские города-остроги, располагавшиеся на реках в северной части Сибири (Мангазея, Кетск и др.) Последним образованным перед революциями 1917 г. городом в 1916 г. стал Романов-на-Мурмане (Мурманск). Сюда к незамерзающему участку побережья Баренцева моря подошла железная дорога из Петербурга. И город стал главным пopтом для связей России с ее европейскими союзниками в Первой мировой войне (Великобританией, Францией и др.), взамен блокированных Германией и Турцией портов на побережьях Черного и Балтийского морей.
Но в целом к началу XX в. Россия оставалась преимущественно деревенской страной. Доля горожан составляла всего 15%, что было значительно меньше показателя не только Великобритании (75%), но и таких стран, как Германия, Франция, США (40-50% горожан). На огромной территории страны насчитывалось всего около 430 городских поселений, подавляющее большинство из которых (более 400) имели менее чем по 20 тыс. жителей, т. е. являлись по современной типологии малыми. Очень редкой являлась сеть городов в азиатской части страны, где на каждый город приходились тысячи (на юге) или даже десятки тысяч (на севере) квадратных километров территории. Интенсивную урбанизацию Россия пережила уже только в XX в.
Больше по географии:
Экологическая проблема
Экологические проблемы Дальнего Востока имеют специфический характер, связанный с размещением производительных сил на необъятных территориях с различным уровнем освоенности. Нагрузка на окружающую среду носит не сплошной, а очаговый характер, который ведёт к серьёзным локальным нарушениям, при этом ...
Гидрологическая изученность
В районе Верхнего Ертиса имеются следующие гидрологические посты /4, 5/: а) р.Ертис – с.Буран. Пост расположен в 300 м выше речной пристани с.Буран, в 3 км выше впадения р.Кальджир. Прилегающая местность равнинная с отдельными сопками. Долина реки неясно выраженная. Склоны ее пологие, незаметно пер ...
Общая характеристика Чекмагушевского района
В краю раздольных степей, лесов, северо-западной части Республики Башкортостан расположен Чекмагушевскии район. Природа наделила ее своеобразной красотой: привольные степи чередуются лесными чащами, холмами, горными массивами. Особую прелесть и очарование пейзажу придают реки Базы, Куваш, Чермасан. ...