Северо-Кавказский федеральный округ (СКФО) был образован 19 января 2010 г. в результате разукрупнения Южного ФО. В его состав входят Ставропольский край, республики Карачаево-Черкессия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия-Алания, Ингушетия, Чеченская республика и Дагестан. Округ занимает положение между Южным федеральным округом на севере и западе, странами Закавказья с юга и на востоке омывается водами Каспийского моря, посредством которого граничит со странами Центральной Азии, Ираном и Турцией.
СКФО – один из наиболее полиэтничных регионов мира. Здесь на небольшой территории переплетаются этносы и языки, религий, национальные характеры и образ жизни, чему способствовало проживание продолжительное время населения региона в горах Кавказского хребта. Все субъекты округа отличаются многонациональным составом населения, но все же первенство принадлежит Дагестану, в котором число наиболее крупных этносов составляет около 30 и еще столько же менее крупных.
Несмотря на небольшие размеры, округ отличается большим природным разнообразием. Помимо степных и полупустынных районов, значительную его часть занимают горные территории с их высотной поясностью. Для всей России огромное значение имеют плодородные черноземы и уникальные курортно-рекреационные ресурсы в районе Кавказских минеральных вод, Приэльбрусье, Каспийское побережье и др.
Помимо природных ресурсов важным фактором, определяющим общероссийские функции округа и сильно влияющие на развитие его субъектов, является его геополитическое и геоэкономическое положение. Во-первых, округ находится в непосредственной близости к таким торговым партнерам России, как Казахстан, Турция, страны Закавказья и Иран. Здесь проходят наиболее удобные пути через Большой Кавказский хребет – Военно-Грузинская, Военно-Осетинская, Транскавказская автомагистраль и др. По территории СКФО прослеживаются федеральные авто – и железнодорожный пути «Кавказ», функционирует морской порт Махачкала.
Во-вторых, соседство округа с прикаспийскими государствами СНГ, значение которых в мировом производстве нефти и газа быстро возрастает. По территории округа проложен транзитный трубопровод Баку – Новороссийск, транзитное значение округа растет по мере освоения нефтяных месторождений Каспия, экономического роста соседних стран и создания соответствующей инфраструктуры.
В округе более медленными темпами происходит экономическая модернизация, чем в среднем по стране. Инвестиции в основной капитал значительно ниже и в пределах округа распределены неравномерно. Так, в составе ЮФО в 2003 г. на Краснодарский край (35%) и Ростовскую область (18%) пришлось более половины всех инвестиций. В результате происходит отставание округа от среднероссийских показателей и усиливается его внутренняя дифференциация, что, естественно, не способствует ослаблению напряженности, миграции населения из бедных районов в более благополучные, стремление сравнительно благополучных регионов обособиться от неблагополучных и т.д.
Больше по географии:
Транспорт
До установления народной власти в Китае транспорт и связь в стране были слабо развиты. 60% грузов перевозилось тягловым скотом, на джонках, с помощью мускульной силы человека. Пассажирский железнодорожный транспорт работает с перегрузкой. В последние годы на железнодорожном транспорте осуществляетс ...
Эпоха Великих географических событий (26 августа 1451 года - 21 мая 1506)
“Господь сделал меня посланцем нового неба и новой земли, им созданных, тех самых, о которых писал в Апокалипсисе св. Иоанн .и туда Господь указал мне путь.” (Христофор Колумб). В своем стремлении найти путь на Восток европейские мореплаватели совершили ряд путешествий, изменивших ход истории. На н ...
Минеральные богатства
Азовского моря
Самое мелкое море богато полезными ископаемыми, спрятанными не только под водой, на дне, но зачастую даже в недрах морского дна. Главнейшие среди его потаённых кладов – потенциальные нефтегазовые ресурсы акватории. Газовые месторождения (Керченско-Таманская область – на юге, в окрестностях села Стр ...