Экономика

Транспортное значение

Велико транспортное значение Чёрного моря для экономики государств, омываемых этим водоёмом. Существенный объём морских перевозок составляют рейсы танкеров, обеспечивающих экспорт нефти и нефтепродуктов из портов России (в первую очередь из Новороссийска и Туапсе) и портов Грузии (Батуми). Впрочем, объёмы вывоза углеводородов существенно сдерживаются ограниченной пропускной способностью проливов Босфор и Дарданеллы. В Ильичёвске создан крупнейший нефтетерминал по приёму нефти в рамках нефтепровода Одесса — Броды[8]. Также существуют проекты строительства нефтепроводов Бургас — Александруполис и Самсун — Джейхан в обход Черноморских проливов. Нефтетерминалы Новороссийска способны принимать супертанкеры.

Помимо нефти и продуктов её переработки, из российских и украинских портов Чёрного моря вывозятся металлы, минеральные удобрения, машины и оборудование, лес, пиломатериалы, зерно и др. Основные объёмы ввоза в черноморские порты России и Украины приходятся на потребительские товары, продукты питания, ряд сырьевых товаров и др.

В черноморском бассейне широко развиты контейнерные перевозки, существуют крупные контейнерные терминалы. Разиваются перевозки с помощью лихтеров; работает железнодорожные паромные переправы Ильичёвск (Украина) — Варна (Болгария) и Ильичёвск (Украина) — Батуми (Грузия). Развиты в Чёрном море и морские пассажирские перевозки (впрочем, после распада СССР их объём значительно снизился).

Через Чёрное море проходит международный транспортный коридор TRACECA (Transport Corridor Europe — Caucasus — Asia, Европа — Кавказ — Азия). Черноморские порты являются конечными пунктами ряда Панъевропейских транспортных коридоров.

Промышленное рыболовство

Промысловое значение в Чёрном море имеют следующие виды рыб: кефаль, анчоус (хамса), скумбрия, ставрида, судак, лещ, осетровые, сельди. Основные рыболовные порты: Одесса, Керчь, Новороссийск и др.

В последние годы XX — начале XXI века рыбный промысел значительно сократился вследствие перевылова рыбы и ухудшения экологического состояния моря. Значительную проблему представляют также запрещенное донное траление и браконьерство, особенно в отношении осетровых. Так, только за второе полугодие 2005 года специалистами Черноморского государственного бассейнового управления охраны водных живых ресурсов Украины («Черноморрыбвод») на территории Крыма было раскрыто 1909 нарушений рыбоохранного законодательства, изъято 33 тонны рыбы, выловленной незаконными орудиями лова или в запрещенных местах[10].

Больше по географии:

Экономико-географическое положение
Агинский Бурятский автономный округ охватывает земли исторически сложившегося расселения одной из ветвей забайкальских (хоринских) бурят в Агинских степях. Округ занимает центрально-южное положение в Забайкалье, располагаясь в междуречье крупных рек - Онона и Ингоды - и граничит на западе с Улетовс ...

Транспорт
До 1949 года транспортное сообщение в Китае было очень слабо развито. Около 60% грузовых перевозок осуществлялось тягловым скотом, на джонках при помощи рикши. Первая железная дорога длиной в 10 км была построена в 1881 году в провинции Хэбэй, в настоящее время Китай занимает пятое место в мире по ...

Европоцентризм мирового хозяйства
Попытаемся объяснить, почему именно в Западной Европе сложилась культурная среда, включающая духовные воззрения, социальные структуры, политические движения, правовые нормы и ценностные установки, которые открыли простор для промышленной революции, технического прогресса, для образования мировой си ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.geodesire.ru