Промышленность ФРГ: старые и новые отрасли

Информация » Социально-экономическое положение Германии » Промышленность ФРГ: старые и новые отрасли

Страница 1

ФРГ – страна современной промышленности, ее экспорт в основном состоит из машин и оборудования (автомобилей, изделий электроники и электротехники, химикатов). В послевоенной Германии преобладала металлургия, тяжелое машиностроение и военная промышленность. Но военные заводы были демонтированы согласно решениям Потсдамской конференции, в которой приняли участие СССР, США, Великобритания (1945 г.).

В 50-60 г.г. индустрия Западной Германии развивалась очень быстро, этот период называли даже «экономическим чудом». А отцом «чуда» был объявлен Людовиг Эрхард – министр экономики, а первом послевоенном правительстве Конрада Аденауэра. В 1948 г. он провел денежную реформу, позже объявил о курсе на создание социального рыночного хозяйства. В 1963 г. Л. Эрхард стал федеральным канцлером. ФРГ.

Чуда, конечно, не было – рост объяснялся рядом объективных факторов и разумной экономической политикой, а также быстрым снятием в западных зонах почти всех ограничений (на производство стали алюминия и т.д.).

Германия в годы тотального военного хозяйства отставала от англосаксонских стран, кроме того, часть ее индустрии была разрушена войной. Но новые заводы строились позже, чем в США или Великобритании, строились, используя англосаксонский опыт, они были более «молодыми» и конкурентоспособными.

«Стартовая помощь» Западной Германии была оказана по «плану Маршала» (прессекретарь США в те годы) – деньгами, оборудованием, сырьем, топливом, продовольствие. Целью плана было сокращение капиталистического строя в центре Европы.

В Германию прибыло тогда более 11 млн. переселенцев из районов, отошедших после войны Польше (ее западные земли) и Советскому Союзу (Восточная Пруссия с Кенигсбергом, ныне - Калининград). Большая часть этого потока переселенцев осела в Западной Германии. А это значит, что добавилось около 5 млн. рабочих и служащих в пору, когда из-за больших военных потерь рабочих рук не хватало.

В 1957 г. был создан «общий рынок» - таможенный и экономический союз шести европейских государств: ФРГ, Франции, Италии, стран Бенилюкса («ядро» современного Европейского Союза). Будучи самой сильной промышленной страной «шестерки», ФРГ сильнее всех выиграла от частичной отмены таможенных пошлин. Если на «шестерку» тогда приходилось ¼ немецкого экспорта, то сейчас – более ½.

По другому развивалась ГДР, но иона, отставая от ФРГ по ряду позиций, была известна своим судостроением, полиграфическим машиностроением, станкостроением. Сейчас, когда подчеркивается «отсталость» восточной части объединенной ФРГ, нужно вспомнить, что ГДР была десятой промышленной страной мира.

Но дело непросто в быстром экономическом росте, а в коренной логике структуры промышленности, в ее научно-техническом обновлении, в динамичном развитии новых и новейших отраслей ФРГ.

К таким, по сути, новым отраслям относятся: автомобилестроение; аэрокосмическая промышленность; переработка нефти; атомная энергетика. Они развивались очень высокими темпами, только за 1950-1970 г.г. переработка нефти выросла в 35 раз, автомобилестроение в 12 раз, химия в 7 раз.

Зато старые, традиционные отрасли переживали упадок, сокращения производства, вплоть до полного его прекращения. Это:

- каменноугольная промышленность Рура и Саара (добыча упала вдвое);

- текстильная промышленность (они почти полностью вытеснена «текстильной химией» и искусственными тканями «из реторты» и импортом тканей из «дешевых стран»);

- железорудная промышленность (руда сейчас вообще не добывается, вся металлургия работает на импортной руде).

Новые отрасли играют решающую роль в экспорте ФРГ и, видимо, такой процесс продолжится на рубеже веков. По прогнозам до 2020 г. только химия и нефтепереработка получают небольшую «добавку» и даже электроника испытывает небольшое сокращение занятости, а самые большие (-5%) потери рабочей силы будут, как и раньше, в горнодобывающей промышленности.

Промышленность ФРГ находится в руках крупнейших монополий, причем самыми могущественными из них стали монополии новых отраслей. Вот так выглядит первая десятка лидеров в индустрии в 90-х г.г.:

1. «Даймлер-Бенц» (авиакосмическая промышленность, военная промышленность, автомобилестроение).

2. «Фольксвагенверке» (автомобилестроение).

3. «Сименс» (электроника, электротехника).

4. ФЕБА (энергетика, горнодобывающая промышленность).

5. Хехст (химия).

6. БАСФ (химия).

7. Байер (химия).

8. Тиссен (металлургия, машиностроение).

9. БМВ (автомобилестроение).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Больше по географии:

Краткая информация о Великобритании
Полное официальное название страны — Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии. Территория — 242,5 тыс. кв.км. Население — 57 826 000: англичане (80%), шотландцы, ирландцы, валлийцы. Столица — Лондон (с пригородами 6,9 млн.чел.). Крупнейшие города: Бирмингем (993 тыс.чел.), Лидс (7 ...

Факторы и условия региональных различий социальной инфраструктуры
В оценке социокультурного развития регионов страны одно из важнейших мест занимает уровень развития социальной инфраструктуры. Социальная инфраструктура призвана создать благоприятные условия для проживания людей, обеспечить удовлетворение материальных и духовных потребностей населения. От этого за ...

Наука география на этапе обобщения знаний о Земле
После падения Римской империи античные знания об ойкумене на тысячу лет остались в забвении, а слово география перестало вообще употребляться. До XII в. кругозор европейцев благодаря паломничеству, миссионерству, крестовым походам охватывал большие регионы. Однако сведения об этих регионах вместе н ...


Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.geodesire.ru