Еще в 30-е годы, встав на путь подготовки к новой мировой войне, германская буржуазия перевела на военные рельсы все хозяйство страны. Монополии, опираясь на финансовую поддержку правящих кругов США и выкачивая огромные суммы у германского налогоплательщика, еще более укрепили свои позиции в экономике. В деревне политика фашизма направлена на усиление роли кулачества. Не случайно, что за годы фашизма в Германии крупное землевладение выросло.
В 1949 году на территории американской, французской, британской зон оккупации образовалась Федеративная Республика Германии (ФРГ). В результате второй мировой войны монополии были серьезно ослаблены, одной из причин чего была потеря капиталов на территории ГДР и на территориях возвращенных Польше. Однако политика их американских и английских партнеров облегчила монополиям сохранение командных позиций в экономике Западной Германии.
В 50-60е годы Западные державы открыто проводили восстановление западногерманского хозяйства. С их помощью ФРГ осуществила существенные капиталовложения в ключевые отрасли своей экономики с целью обновления постоянного капитала и реорганизации производства на современной основе.
В это время на родину возвращались миллионы немцев. При таком достатке рабочей силы и возрастающих темпах производства появилась возможность использовать японские и американские технологии, строить заводы, оснащенные современным оборудованием. В середине 50-х годов для ФРГ возникли благоприятные условия конкуренции на внешнем рынке. Это было обусловлено нарастающей гонкой вооружения, в которую были втянуты промышленные «киты»: США, Англия, Франция. ФРГ выделяла гораздо меньше средств на военные цели, общая сумма расходов на вооружение ФРГ за 1950-1957 г.г. составила 12,2 млрд. долларов (для сравнения: США – 322,5 млрд. долларов, Англия – 32,2 млрд. долларов). Одним из положительных факторов для подъема роли ФРГ на внешнем рынке стало создание в 1956-1958 г.г. «Общего рынка», где ФРГ стала главной промышленной силой. [ ]
В 60-е годы промышленность существенно изменяется. Во все сферы производства внедряются достижения научно-технической революции (НТР). Это выражается во всем: в ломке промышленной структуры, в индустриализации хозяйства, на увеличении затрат на науку и образование (до 60-х годов эти затраты были небольшими), в росте центров научно-технического прогресса (НТП).
В 1966-1967 г.г. в ФРГ наступил первый в послевоенное время экономический кризис. Его характерная черта – обще перепроизводство при падении спроса и отсутствии перспектив на реализацию продукции. В 1967 году на 6%. Однако, следует отметить, что падение было относительно небольшим, циклическому кризису в 1966-1967 г.г. предшествовал длительный период промышленного роста, равного которому не было в истории Германии. [ ]
В Западной Германии 50-х годов доминировали угольно-металлургические комплексы и тяжелое машиностроение. Но почти за 20 лет во много раз выросли нефтепереработка, химическая промышленность, автомобилестроение и электроника. Доля новых и новейших отраслей возросла с 1950 до начала 1970 годов почти вдвое. Лицо западноевропейской индустрии определяет теперь нефтепереработка, нефтехимия, электроника, электротехника, автомобилестроение. Эти отрасли и на современном этапе являются ведущими в положении ФРГ на внешнем рынке. На экспорт идет около 43% автомобилей, около 30% химикатов, более 20% продукции электроники и электротехники. [ ]
Однако наряду с динамично развивающимися отраслями существовали и существуют отрасли, испытывающие кризис. Это старые отрасли угольной, железорудной и текстильной промышленности.
Больше по географии:
Направления эффективного развития агропромышленного комплекса Республики
Калмыкия
В целях приостановления спада сельскохозяйственного производства, возобновления экономического роста отрасли, завершения институциональных преобразований в республике в 2006 году разработана Концепция среднесрочной программы развития отраслей сельскохозяйственного производства Республики Калмыкия н ...
Географическое положение Северо-Кавказского федерального округа
Северо-Кавказский федеральный округ (СКФО) был образован 19 января 2010 г. в результате разукрупнения Южного ФО. В его состав входят Ставропольский край, республики Карачаево-Черкессия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия-Алания, Ингушетия, Чеченская республика и Дагестан. Округ занимает положение ...
Характеристика транспортной сети Центрального экономического района
Общая характеристика транспортной системы. Центральный экономический район обслуживает широко разветвленная система транспортных коммуникаций всех видов (за исключением морского) современного транспорта. Конфигурация транспортной сети в значительной мере определяется размещением производительных си ...