Образование топонимов

С самых ранних этапов развития общества человек пытался давать названия местам своего проживания, окружающим природным объектам. Географические названия, которые относятся к классу имен собственных, возникли из имен нарицательных на сравнительно поздней стадии развития языка. Самые древние языки, возможно, не имели собственных имен. Их роль в этих языках играли имена нарицательные и определительные словосочетания, которые стечением времени становились все более устойчивыми. Но ввиду того, что число словосочетаний, пригодных ля определения географических объектов, было ограничено, эти словосочетания обособились в класс имен собственных. Так происходил процесс топонимизации. Поэтому топонимы могут быть и словами, и словосочетаниями, и предложениями.

Появление географического названия часто было связано с конкретизацией общего понятия. Первая причина появления топонима - его необходимость. Он стал необходим ля людей в повседневном общении с окружающей реальностью. Даже в рамках сравнительно небольшой территории знакомого пространства стало сложно обходиться без конкретного обозначения тех или иных объектов. Топонимизация обычно происходит как результат привязки исходного общего понятия к какому-либо конкретному адресу. Ключевая функция топонима - выделение единичного объекта из множества однотипных.

Топоним, выделяя и указывая объект, позволяет определить его местоположение. Вместе с привязкой к конкретному географическому объекту слово приобретает новые свойства, которые не присущи именам нарицательным.

Называя тот или иной географический объект, человек исходит в первую очередь из какого-нибудь отличительного признака. Принципы отбора этих отличительных признаков зависят от характера объекта, его положения в пространстве, природных условий, особенностей этнокультурного и хозяйственного укладов. Признак - ключевая психологическая категория при наименовании географических объектов.

В древности первые названия получали объекты, которые находились в сфере практического действия местного населения. При отсутствии постоянных поселений такими объектами зачастую были водные - реки, озёра, ручьи. Однако со временем роль рек в жизни людей уменьшается, появляются древние постоянные поселения. Они становятся главным ориентирами и многие небольшие реки и ручьи уже получают свои имена по названиям поселений.

Каждая историческая эпоха отличалась своим набором признаков. В одни эпохи названия давались преимущественно по природным признакам. В другие – чаще по принадлежности объекта хозяину, в третьи - исходя из идеологических соображений. Особенность признака проявляется повсеместно и во всех языках. По определению известного российского лингвиста А.В. Суперанского, существуют специфические черты свойственные всем или многим именам разных языков и общие закономерности, в соответствии с которыми развиваются ономастические системы. Данные черты основаны на способности людей отбирать и закреплять в собственных именах типовые внеязыковые явления а также на типичности значений и отношений выраженных с помощью разнообразных средств в любом языке. Это – топонимические универсалии. Ключевыми внеязыковыми явлениями выступают географическая среда и исторические условия.[1]

Больше по географии:

Государственное устройство
Конституция Германии – это Основной Закон, принятый 8 мая 1949г. Основной Закон определяет, что Федеративная Республика Германия – демократическое, федеральное, социальное, правовое государство. Государственный флаг ФРГ – черно-красно-золотой. Конституционные органы – президент как глава государств ...

Типы предприятий в Бразилии
Представительство/филиал иностранной компании в Бразилии (Уставной капитал отсутствует) LTda (sociedade por quotas de responsabilidade limitada) - ООО, минимальный уставной капитал не ограничен (за исключением отдельных видов деятельности и фирм с директором–иностранцем), от 2-х учредителей-резиден ...

География транспорта
Мировую транспортную систему образуют все пути сообщения, транспортные предприятия и транспортные средства. На мировом транспорте занято более 100 млн. человек. Ежегодно всеми видами транспорта перевозится более 100 млрд. тонн грузов и более 1 трлн. пассажиров. Мировые грузовые и транспортные перев ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.geodesire.ru