Экономико-географическая характеристика

Страница 2

В настоящее время основным внешнеэкономическим партнером на Дальнем Востоке является Япония. С этой страной был подписан ряд долгосрочных соглашений компенсационного плана по освоению в этом регионе лесных ресурсов, развитию лесоперерабатывающих производств, производству целлюлозы и бумаги, развитию угольной промышленности, транспортному строительству, расширению портового хозяйства.

Благодаря этим и другим соглашениям ускорилось вовлечение в хозяйственный оборот всех этих природных ресурсов, удалось создать новые экспортные базы в этом удаленном от основных развитых районов и центров регионе, усилить его транспортную оснащенность. При помощи японских кредитов, например, освоены угольные месторождения Южной Якутии (Нерюнгри), построена железная дорога БАМ — Тында — Беркакит, в порту Ванино сооружены специальные причалы по перегрузке угля, леса, контейнеров. В погашение предоставленных кредитов Япония получает лес, технологическую щепу, якутские угли. Рассматриваются вопросы разработки шельфовых залежей нефти и газа Сахалина с участием иностранных фирм. Одна из таких японских фирм "Содэко" в соответствии с соглашением с бывшим Минвнешторгом СССР уже с 1975 г. ведет геолого-поисковые работы на нефть и газ на шельфе Сахалина. Технико-экономическое обоснование разработки некоторых разведанных месторождений этой фирмой в настоящее время прорабатывается с учетом экологических проблем, интересов жителей острова и всей России. Есть проекты освоения на такой же основе других ресурсов региона. Так, например, для разработки комплексного рудного месторождения Хаканджа (близ Охотска) в Хабаровском крае, содержащего золото, серебро, марганец, должно быть создано совместное предприятие с равными российскими и иностранными долями в уставном капитале. В тендере на право освоения Хаканджинского золоторудного месторождения, несомненно, примут участие японские фирмы.

Освоение Сахалинского шельфа является наиболее крупным проектом межрегионального значения для всего Дальнего Востока. С вводом в эксплуатацию новых месторождений предполагается довести к 2005 году объем добычи нефти до 20 млн. т., газа — до 18,9 млрд. куб. м. Реализация проекта связана не только с развитием нефтегазодобычи, но и предполагает широкий комплекс работ по развитию социальной и промышленной инфраструктуры, что потребует привлечения дополнительных финансовых средств, строительных ресурсов и т.д. Средств не только зарубежных, но и российских, прежде всего дальневосточных, фирм и компаний. Уже сейчас просматривается возможность сотрудничества с Хабаровским краем, в частности по обеспечению данного проекта продукцией машиностроения, что позволит оживить машиностроительную базу края, находящуюся в критическом состоянии из-за потери рынков сбыта внутри страны.

На Дальнем Востоке развита чёрная и цветная металлургия, машиностроение и металлообработка, судостроение и судоремонт, нефтепереработка. Также достаточно развиты лесная и деревообрабатывающая, текстильная, пищевая и рыбная промышленность. Важнейшей особенностью экономико-географического положения Дальневосточного экономического района является большая удалённость от основного экономического потенциала России. Район расположен на восточной окраине страны, его отделяют не только от Москвы, но даже от индустриальных центров Сибири расстояния, измеряемые многими тысячами километров. И по-прежнему единственным сухопутным путём остаётся Транссибирская магистраль, по которой расстояние от Москвы до Владивостока более 9300 километров, что составляет примерно неделю езды на скором поезде.

Широкий выход к Тихому и Ледовитому океану, пересечение морских путей в страны Тихоокеанского бассейна позволяют интенсифицировать внешнюю торговлю и участвовать в международном разделении труда.

В межрайонном разделении труда Дальний Восток выделяется слюды, добычей рыбы и морепродуктов, лесной и целлюлозо-бумажной промышленностью, судоремонтом и пушным промыслом, производством руд цветных металлов, алмазов, слюды, добычей рыбы и морепродуктов, лесной и целлюлозо-бумажной промышленностью, судоремонтом и пушным промыслом. В сельскохозяйственном производстве Дальневосточный район специализируется на выращивании сои и оленеводстве. Все отрасли рыночной специализации основаны на использовании местных природных богатств. Дальний Восток играет важную роль в морских и внешнеторговых связях России. На экспорт Дальний Восток поставляет каменный уголь, лес, пушнину, рыбу и т. д.

Страницы: 1 2 3

Больше по географии:

История Латвии
Первые поселения на нынешней территории Латвии появились около 9 тыс. лет. до рождества Христова. В первой половине второго тысячелетия до рождества Христова сюда пришли племена древних балтов - предков латышского народа. В начале нашей эры территория нынешней Латвии становится известным местом пер ...

Железнодорожный транспорт
Сеть железных дорог охватывает всю страну. Длина железных дорог – 5,9 тыс. км. Между Россией и Финляндией организовано железнодорожное сообщение по маршруту Москва – Хельсинки. Ежедневно с Ленинградского вокзала Москвы отправляется ночной поезд «Лев Толстой», прибывающий в Хельсинки в первой полови ...

Механический и минералогический состав
Черноземные почвы весьма разнообразны по механическому составу, что определяется составом почвообразующих пород. Общая особенность почв черноземного типа – отсутствие заметных изменений механического состава в процессе почвообразования. Лишь в оподзоленных черноземах и частично в выщелоченных наблю ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.geodesire.ru