Географы прошлого считали, что для сохранения положения равновесия земного шара материковое пространство в северном и южном полушарие должно быть примерно одинаковым они утверждали, что в районе Южного полюса находятся материки, доходящие до экватора. Очертание этого материка – «Terra australies inkognita – неведомая южная земля»- были не известны, и на разных картах, начиная с 16 столетия, показывались по-разному. Но чем дальше на юг продвигались мореплаватели, тем ближе к южному полюсу отодвигались границы «Terra inkognita». Поэтому мореплаватели, подходя к побережьям новых островов, зачастую принимали их за выступы окраины Южного материка.
В конце 16 начале 17 века на морских путях становится всё больше английских и голландских кораблей. Английский пират Френсис Дрэйк в конце 70х г. 17 столетия попытался пройти Магелланов пролив, но штормом его корабль снесло на юг к группе мелких островов. Приняв эти острова за Южный материк, Дрейк нанёс их на карту и заявил, что предполагаемый материк- всего лишь группа мелких островов.
В 1768 г. англичане организовали специальную экспедицию за сороковую параллель для отыскания «Terra australis inkognita». Во главе экспедиции поставили лейтенанта Джеймса Кука. В результате трёх плавании (1768-1771, 1772, 1775 г.) Кук открыл несколько островов, но не нашёл Южного материка, и издал книгу, в которой было сказано, что материка не существует. Это ошибочное утверждение Кука привело к тому, что западные учёные признали его (материка) несушествование и даже перестали изображать материк на картах.
Но русские географы и моряки отнеслись к сообщению Кука с большим недоверием. На картах, издаваемых в России, по-прежнему делались пометки о наличии земель в районе южного полярного круга. Во втором десятилетии 19 в. в России был основательно поставлен вопрос о необходимости исследовать высокие широты Антарктиды, и доказать наличие там земель.
Прогрессивные русские ученые и моряки – И.Т. Крузенштерн, Г.А. Сарычев, В.М. Головнин, О.Е. Коцебу, - выступили инициаторами научной экспедиции в Антарктиду. Правительство приняло предложение Крузенштерна об одновременной отправке 2-х экспедиций: одной - в Антарктиду, другой – в высокие широты севера. Наибольший успех выпал на долю «первой дивизии». Плавание это получило в истории географических открытий название «Первая русская антарктическая экспедиция Беллинсгаузена- Лазарева». Она была по счету восьмым кругосветным путешествием русских мореплавателей.
Экспедиция готовилась в чрезвычайной спешке. Всего 4 месяца предоставило правительство для подготовки и снаряжения похода. В распоряжении экспедиции были предоставлены 2 небольших деревянных судна – шлюпы «Восток» и «Мирный».
Шлюп «Восток» являлся фламандским кораблем. Он был построен в 1818 г. Это было военное судно, длина - 40 м, ширина – 10 м, водоизмещение – 450 т., имевшее стройные ободы, легкий такелаж и отличавшееся значительной скоростью.
Шлюп «Мирный» был преобразован из транспорта «Ладога», ранее использовавшегося для каботажного плавания в Балтийском море. Его длина составляла 37 м, ширина – 3 м, водоизмещение 50 т. «Мирный» оказался гораздо прочнее «Востока», но значительно уступал ему в скорости.
Задачи, возложенные на экспедицию, были весьма разнообразны:
Осмотр острова Южная Георгия, Земли Сандвича;
Поиск Антарктиды;
Период антарктической зимы использовать для исследования в тропической и субтропической зонах Тихого океана, а так же для починки шлюпов и отдыха в Порт-Джаксоне (Сидней);
«инструкции полностью были посвящены научно- исследовательским работам.
Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен.
Родился 30 августа 1779 г. Через 6 лет, после поступления в морской корпус, был произведен в гардемарины, а на следующий год совершил плавание к берегам Англии. В 1797 г. Беллинсгаузен был произведен в мичманы, после чего, до 1803 г. плавал на кораблях Ревельской эскадры. В 1803 г. Беллинсгаузена зачислили в экипаж шлюпа «Надежда», который отправлялся в первую в истории русского мореплавания. Во время этого плавания Беллинсгаузен был произведен в лейтенанты, а по возвращению в Кронштадт в 1806 г. – в капитан-лейтенанты. В последующие годы Беллинсгаузен командовал различными кораблями Балтийского и Черноморского флотов, и, одновременно, занимался географическими исследованиями. Затем был назначен командующим антарктической экспедиции. После возвращения командовал 15-м флотским экипажем, и, одновременно, обрабатывал свои наблюдения и записи. В 1826 г. был произведен в контр-адмиралы и возглавил отряд судов в Средиземном море, затем, в 1828-1829г. участвовал во взятии крепости Варна и ряда турецких городов. В 1830г. Беллинсгаузен произвели в вице-адмиралы и назначили командиром второй флотской дивизии Балтийского флота. В 1839г. Беллинсгаузен принял должность командира Кронштадского военного порта и Кронштадского губернатора, опубликовал научную работу «О прицеливании артиллерийских орудий на море». В 1843г. был произведен в адмиралы. Скончался 25 января 1852г.
Больше по географии:
Климатическое значение снежного покрова
Снежный покров – продукт атмосферных процессов и, следовательно, климата, но в то же время он сам влияет на климат, как и на другие составляющие географического ландшафта. Температура на поверхности снежного покрова ниже, чем на поверхности почвы, не покрытой снегом, так как снег обладает исключите ...
Цветные металлы
Золото Сегодня основные места добычи золота следующие: Витватерсранд в ЮАР; Тарква, Ашанти, Тебереби в Гане; Жакобина в Бразилии; Лихир, Поргера в Папуа-Новой Гвинее; Майское, Многовершинное, Аметистовое Сухой Лог, Нежданинское в России; Раунд-Маунтин ,Голдстрайк Голд-Кворри, Пайплайн в США; Рефуги ...
Почвенные ресурсы
Значение почвы для жизни и деятельности человека. Без преувеличения можно сказать, что своим существованием человечество обязано почве. Почва — главный источник получения сельскохозяйственных продуктов — 88% пищи человечество получает в виде урожаев с обработанной земли. Если же учесть и продукты ж ...