Таким образом, "Договор Союза", заключенный в декабре 1991 года в Маастрихте (Нидерланды), подводил черту под всеохватывающим перераспределением целей и задач ЕЭС за все 40 лет его существования .
Маастрихстские соглашения предоставляли Союзу следующие важные функции:
- создание и управление единой валютой;
- координация, контроль и (где это будет уместно) усиление единой экономической политики, в особенности касающейся бюджетных дел;
- основание и защита Единого рынка, основанного на принципе свободной и справедливой конкуренции;
- поддержание равенства (и где это будет возможно) перераспределение средств между богатыми и бедными регионам;
- поддержание законности и правопорядка:
- признание и развитие фундаментальных прав отдельных граждан;
- управление единой внешней политикой, охватывающей всю область иностранных дел и политики безопасности, включая формирование общей оборонной политики, что, возможно приведет в будущем к общей обороне бывшего Союза .
С экономической точки зрения наиболее важными являются положения Договора, в которых говорится о дополнительных процедурах, направленных на консолидацию Единого рынка, в частности, о создании валютного союза. Наиболее существенные элементы этого союза включают:
- продвижение к всеохватывающему валютному союзу большинства стран-членов к началу 1997 года или же меньшинства, отвечающего определенным критериям, к 1999 году;
- определение критерия вступления в валютный союз с целью безусловного выполнения обязательств по отношению к стабильности цен;
- создание европейского центрального банка со статусом, гарантирующим его независимость.
Процесс одобрения Маастрихтских соглашений был нелегок и противоречив. Например, во Франции в ходе референдума по Маастрихту многие голосовали против из-за своего неприятия единого сельскохозяйственного курса ЕС, который был инициирован бюджетным сдерживанием внутри самого Сообщества и не имел ничего общего с самими соглашениями. Датчане высказались за присоединение к Договору только на втором референдуме, причем Дания приобрела особый статус, который, в частности, позволяет ей не принимать участия в общей политике в области обеспечения безопасности и в создании единой валюты; к тому же ЕС признал право Фарерских островов (датское владение) не участвовать в соглашениях. Германские и британские законодатели ратифицировали соглашение в результате бурных дебатов .
Возражения против Маастрихтских соглашений выявили три основные проблемы. Во-первых, они показали сложность происходящего интеграционного процесса. Во-вторых, оказывая влияние на финансовые рынки, они продемонстрировали просчеты в политическом курсе, целью которого являлся финансово-экономический союз, а также несовершенство европейской финансовой системы. В-третьих, обнажилось очередное существенное расхождение между ведущими партнерами по Сообществу, одновременно являющимися членами семерки индустриально развитых держав, - т.е. между Великобританией, Францией, Германией и Италией.
Но так, или иначе, Западная Европа сделала существенный шаг к экономической и политической интеграции и в какой-то форме Маастрихт сформировал как реальность западноевропейскую конфедерацию, хотя в силу разных причин это понятие не используется.
Но это реальность, какими бы трудными ни были будущие действия ее участников - Западная Европа - это конфедеративное сообщество государств, имеющее и единый парламент, и единое правительство и неформально - даже объединенное гражданство, наряду с национальным гражданством; единую экономическую и социальную политику, координирующее внешнеполитическую деятельность всех своих участников.
Своеобразно протекает региональный интеграционный процесс между США и Канадой. Прежде всего интеграция в Северной Америке развивается на частно-корпоративной основе, в то время как в Западной Европе это развитие базируется на государственно-корпоративной основе, путем создания наднациональных институтов (отсюда - определение интеграции как институциональной). Основа такой специфики в регионе Северной Америки - высокий уровень взаимопереплетения и взаимопроникновения капиталов двух стран, интегрирующих две национальные экономики в единый народнохозяйственный комплекс. Здесь, например, давно
Больше по географии:
Вооруженные силы
Дипломаты СССР и России в Ираке Фамилия, Имя и Отчество Период Должность Базаров, Семён Тарасович 1953–1955 советник Посольства СССР в Ираке Посувалюк, Виктор Викторович 1990–1992 посол СССР в Ираке Чамов, Владимир Васильевич 2005–2008 посол Российской Федерации в Ираке Посол Российской Федерации в ...
Сфера услуг
В структуре ВВП доля сферы услуг в странах Балтии превышает 60%, наибольший показатель в этом плане у Латвии-70%. По показателям занятости населения в сфере услуг лидируют Латвия (68%) и Эстония (69%) в Литве - 56%. Туризм и рекреация всегда были важной отраслью хозяйства для стран Балтии. В настоя ...
Полесья и ополья
Ополья — (русск. поле, открытое место) — возвышенные безлесные пространства в южной части лесных (тайги, широколиственных) зон на Восточно — Европейской равнине [6]. В отечественном природоведении принято разделять обширные равнины по широтным географическим зонам, однако границы между ними нечетки ...