экономической эффективности капитальных вложений. Они касались методологии исчисления отдельных составляющих формулы приведенных затрат и имели целью более точное, методически правильное их определение.
Было установлено, что в расчетах эффективности капитальных вложений нужно использовать не цены и тарифы, а показатель, более точно отражающий народнохозяйственные издержки: себестоимость производства и транспортировки продукции. При этом большое внимание обращалось на региональную дифференциацию эксплуатационных издержек и единовременных затрат. Конкретные работы в этом направлении проводил Совет по размещению производительных сил и экономическому
сотрудничеству, а также многочисленные отраслевые организации.
Методика расчета технико-экономических показателей для оптимального распределения перевозок между различными видам и транспорта разработана Институтом комплексных транспортных проблем (ИКТП). Этим институтом были и рассчитаны конкретные показатели удельных капитальных вложений и перевозок по всем участкам единой транспортной сети, необходимые для учета транспортного фактора в размещении предприятий и определения суммарных затрат на производство и транспортировку, для нахождения оптимальных вариантов размещения. Для определения эффективности вариантов размещения предприятий на основе приведенных затрат в различных методиках рекомендовалось использовать для анализа и другие показатели, если сравниваемые варианты оказывались близкими по этим затратам. К их числу относятся: производство продукции в натуральном выражении, ее сравнительные качества, потребность в рабочей силе и способы ее удовлетворения, расход сырья, топлива и электроэнергии, на единицу продукции, использование производственных мощностей, транспортные условия, интенсивность потребления продукции, использование земельных ресурсов. Для определения экономического развития региональных комплексов (экономический район, республика, территориально- производственный комплекс, область, край и др.) предлагалось применять общие экономические показатели эффективности: производство чистой продукции на душу населения, на рубль затрат, на одного работающего, на рубль основных производственных фондов.
Большим достижением в области развития методов обоснования размещения
предприятий явилось усиление в теоретических исследованиях системного подхода к определению эффективности. Непреложной истиной стало то, что узковедомственные интересы далеко не всегда совпадают с народнохозяйственными. Было доказано, что «анализ эффективности размещения производства методологически завершен, если он проведен для всего народного хозяйства, так как ни отраслевой, ни районный локальные оптимумы не совпадают с глобальным, народнохозяйственным оптимумом.
То, что рационально с позиций одной отрасли и района, может оказаться
неэффективным для народного хозяйства в целом».
Появились исследования и рекомендации, как приблизиться в конкретных расчетах к народнохозяйственному оптимуму. Среди них были рекомендации об учете затрат в сопряженные отрасли и предприятия. Это давало более полную картину всех затрат, однако при недостатке информации, недостаточной изученности связей и зависимости
увеличивало сложность и условность расчета. Учет кругов сопряжения предполагалось вести не только для оценки межотраслевых последствий, но и для оценки их влияния в территориальном аспекте (экономический
район, зона). Рекомендовалось при рассмотрении варианта размещения
энергоемкого предприятия в Тульской области или в Республике Коми исходить не только из наличия топливных ресурсов в данном районе, а учитывать тот факт, что вся европейская зона страны в целом является дефицитной по топливу и что в этих условиях любое новое предприятие, размещенное в этих регионах, увеличит количество топлива, поступающего в целом в европейские районы страны из-за Урала. Так появилось понятие замыкающих затрат на топливо, а впоследствии и на другие виды продукции.
Опыт показал, что обоснование размещения одного предприятия, даже проведенное достаточно полно с учетом всех важнейших факторов, может привести тем не менее к ошибочным выводам. Район, благоприятный для
дислокации данного предприятия, может быть еще более благоприятным для
размещения предприятия другой отрасли; В связи с этим выдвинута идея разработки районно-отраслевых рядов, т. схемы предпочтительности развития и размещения отраслей в данном районе, предложенная В.В. Кистановым. При этом все отрасли рассматриваются как взаимозаменяемые в связи с "открытым" характером районного хозяйства и использованием ресурсов межотраслевого назначения. Построение районно-отраслевых рядов происходит на базе учета обеспеченности данного района различными видами ресурсов и технико-экономических характеристик их использования.
Больше по географии:
Гранулометрический состав
Гранулометрический состав почвы является одной из важнейших ее характеристик. От гранулометрического состава и почвообразующих пород в значительной степени зависит интенсивность многих почвообразовательных процессов, связанных с превращением, перемещением и накоплением органических и минеральных со ...
Пещера Вертолетная
Находится в Аургазинском районе Республики Башкортостан, в 1 км севернее д. Ахмерово, в пределах Рязано-Охлебининского вала. Пещера заложена в светло-серых массивных гипсах кунгурского яруса нижней перми (P1k). Это самая протяженная гипсовая пещера Башкирии, имеет длину 1768 м. Глубина ее 50 м, объ ...
Топливно-энергетическое минеральное сырьё
Уголь для мировой экономики является наиболее масштабным энергоносителем. По своим запасам он многократно превосходит все другие энергоносители. За рубежом уголь служит доминирующим источником получения электроэнергии. За счёт угля обеспечивается 40-42% её производства в мире (в США – 57-60%; в Инд ...