Научные методы территориальной организации хозяйства

Информация » Территориальной организации хозяйства » Научные методы территориальной организации хозяйства

Страница 4

экономической эффективности капитальных вложений. Они касались методологии исчисления отдельных составляющих формулы приведенных затрат и имели целью более точное, методически правильное их определение.

Было установлено, что в расчетах эффективности капитальных вложений нужно использовать не цены и тарифы, а показатель, более точно отражающий народнохозяйственные издержки: себестоимость производства и транспортировки продукции. При этом большое внимание обращалось на региональную дифференциацию эксплуатационных издержек и единовременных затрат. Конкретные работы в этом направлении проводил Совет по размещению производительных сил и экономическому

сотрудничеству, а также многочисленные отраслевые организации.

Методика расчета технико-экономических показателей для оптимального распределения перевозок между различными видам и транспорта разработана Институтом комплексных транспортных проблем (ИКТП). Этим институтом были и рассчитаны конкретные показатели удельных капитальных вложений и перевозок по всем участкам единой транспортной сети, необходимые для учета транспортного фактора в размещении предприятий и определения суммарных затрат на производство и транспортировку, для нахождения оптимальных вариантов размещения. Для определения эффективности вариантов размещения предприятий на основе приведенных затрат в различных методиках рекомендовалось использовать для анализа и другие показатели, если сравниваемые варианты оказывались близкими по этим затратам. К их числу относятся: производство продукции в натуральном выражении, ее сравнительные качества, потребность в рабочей силе и способы ее удовлетворения, расход сырья, топлива и электроэнергии, на единицу продукции, использование производственных мощностей, транспортные условия, интенсивность потребления продукции, использование земельных ресурсов. Для определения экономического развития региональных комплексов (экономический район, республика, территориально- производственный комплекс, область, край и др.) предлагалось применять общие экономические показатели эффективности: производство чистой продукции на душу населения, на рубль затрат, на одного работающего, на рубль основных производственных фондов.

Большим достижением в области развития методов обоснования размещения

предприятий явилось усиление в теоретических исследованиях системного подхода к определению эффективности. Непреложной истиной стало то, что узковедомственные интересы далеко не всегда совпадают с народнохозяйственными. Было доказано, что «анализ эффективности размещения производства методологически завершен, если он проведен для всего народного хозяйства, так как ни отраслевой, ни районный локальные оптимумы не совпадают с глобальным, народнохозяйственным оптимумом.

То, что рационально с позиций одной отрасли и района, может оказаться

неэффективным для народного хозяйства в целом».

Появились исследования и рекомендации, как приблизиться в конкретных расчетах к народнохозяйственному оптимуму. Среди них были рекомендации об учете затрат в сопряженные отрасли и предприятия. Это давало более полную картину всех затрат, однако при недостатке информации, недостаточной изученности связей и зависимости

увеличивало сложность и условность расчета. Учет кругов сопряжения предполагалось вести не только для оценки межотраслевых последствий, но и для оценки их влияния в территориальном аспекте (экономический

район, зона). Рекомендовалось при рассмотрении варианта размещения

энергоемкого предприятия в Тульской области или в Республике Коми исходить не только из наличия топливных ресурсов в данном районе, а учитывать тот факт, что вся европейская зона страны в целом является дефицитной по топливу и что в этих условиях любое новое предприятие, размещенное в этих регионах, увеличит количество топлива, поступающего в целом в европейские районы страны из-за Урала. Так появилось понятие замыкающих затрат на топливо, а впоследствии и на другие виды продукции.

Опыт показал, что обоснование размещения одного предприятия, даже проведенное достаточно полно с учетом всех важнейших факторов, может привести тем не менее к ошибочным выводам. Район, благоприятный для

дислокации данного предприятия, может быть еще более благоприятным для

размещения предприятия другой отрасли; В связи с этим выдвинута идея разработки районно-отраслевых рядов, т. схемы предпочтительности развития и размещения отраслей в данном районе, предложенная В.В. Кистановым. При этом все отрасли рассматриваются как взаимозаменяемые в связи с "открытым" характером районного хозяйства и использованием ресурсов межотраслевого назначения. Построение районно-отраслевых рядов происходит на базе учета обеспеченности данного района различными видами ресурсов и технико-экономических характеристик их использования.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Больше по географии:

Структура и размещение хозяйства
Индия оказалась единственной страной Азии, где доля населения, занятого сельскохозяйственным трудом, осталась с начала ХХ в. неизменной - на уровне 70-72%. Государство прилагает большие усилия для подъема сельского хозяйства. В результате Индия обеспечивает себя зерном, правда при низком уровне пот ...

Вооружённые силы
Силы обороны Ямайки (англ. Jamaica Defence Force) состоят из:сухопутные силы — 1 пехотный полк (три батальона, из них один резервный); сапёрный полк (фактически — батальон в составе 4 рот); батальон поддержки и обслуживания (учебный центр, подразделения снабжения, ремонта, транспорта, военной полиц ...

Внутренние миграции усиливают неравномерность расселения на территории России
Естественная убыль населения России может быть частично компенсирована миграционным приростом. Внутренняя миграция в России всегда играла важную роль в перераспределении населения по территории страны, заселении огромных пространств. В XX в. многомиллионная миграция из села в город за относительно ...


Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.geodesire.ru